24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, в Богоявленском соборе Нило-Столобенского монастыря была совершена Божественная литургия по чину святителя Иоанна Златоуста. Богослужение возглавил наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) в сослужении братии святой обители.

По окончании богослужения отец наместник обратился к молящимся с проповедью, в которой растолковал воскресное Евангельское чтение (Ин.9:1-38) о слепом. В конце слова архимандрит Аркадий поздравил всех собравшихся с продолжающимся празднованием Светлого Христова Воскресения.

***

Богослужебной темой шестой недели Пасхального цикла является евангельский рассказ об исцелении, совершенном Иисусом Христом незадолго до окончания Своего общественного служения, в декабре 29 года. Это произошло в Иерусалиме, на празднике Обновления Храма («Ханукка»), установленном в честь освобождения в 164 г. до н. э. еврейским военачальником Иудой Маккавеем Святого Города и возобновления богослужений в Святилище, за три года до этого разграбленном и оскверненном селевкидским царем Антиохом IV Епифаном, превратившим его в храм Зевса Олимпийского.

Повествование евангелиста Иоанна (9:1-38), читаемое за воскресной Литургией, сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. Это знаменательное событие, которому Церковь совершенно не случайно посвящает последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи, содержит целый ряд глубоко символических и назидательных реалий.

Иисус Христос, сказавший о Себе, что Он — «Свет миру», дарует возможность видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою разумеющееся. Этот исключительный случай, требовать повторения, которого мы не в праве, стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному прозрению — прозрению духовному. Умывшись в источнике Силоам (что в переводе значит «Посланный»!), он не только обрел зрение, но и уверовал в посланничество в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа, гордившиеся своей начитанностью в Священном Писании, остались духовно слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.

Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что может открыться вдруг перед тобою и с беспощадностью высветлить мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать, — Вечность и Свобода бесконечно страшны для человека! Пусть все идет привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.

Пройдет несколько дней, и богослужебное чтение праздника Вознесения Господня вновь напомнит нам о невероятных, порою будто бы необъяснимых, трудностях, которыми сопровождалось духовное прозрение даже апостолов из числа Двенадцати, ближайших учеников Христовых. Нет, исторически они вполне объяснимы, но может ли это теперь, в начале третьего тысячелетия Христианской эры, служить оправданием умственной слепоты и нравственной косности?

В среду шестой недели (седмицы) совершается отдание Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения, и выходит из храма пасхальный крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении бесконечно долгого — и одновременно столь краткого — года, ждущего нас впереди.

Нило-Столобенская пустынь