12 апреля 2020 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност совершил раннюю Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы.

В древнем монастырском храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери Его Высокопреосвященству сослужили насельники обители в священном сане.

За Литургией на особой ектении были вознесены особые прошения об избавлении от губительного поветрия и молитва о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом на тему праздника и верности Господу нашему Иисусу Христу:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Первая и самая главная заповедь в Законе Ветхого и Нового Заветов – заповедь о любви к Богу и ближнему. Но для того, чтобы определиться, действительно ли ты любишь, необходимо ответить на вопрос: есть ли у тебя верность к тому, кого любишь? Если есть верность, значит, есть любовь, а если верности нет, то это не любовь. Это что-то другое.

Сегодня мы молитвенно вспоминаем Вход Господень в Иерусалим. Христос Спаситель, окруженный учениками, поклонниками, почитателями… Даже фарисеи, хотя и недовольные, и дети – все были рядом и кричали: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» (см.: Мф. 21, 9). Но прошло только три дня, и те же самые люди закричали: «Распни, распни Его!» (см.: Мк. 15, 13–14).

В последние часы земной жизни Христа Спасителя все, даже ученики, даже самые близкие и самые верные, оставили Его. Петр трижды отрекся, Иоанн Богослов убежал, оставив одежду у тех, кто хотел его остановить…

Пронзительны слова Священного Писания: «И рече Господь: Или, Или! лама савахфани!» То есть: «Боже Мой, Боже Мой! Вскую оставил Мя еси!» (Мф. 27, 46) – всё это происходило там, на Голгофе.

Воистину нет ничего нового под солнцем. Перед каждым человеком каждый день стоит выбор: остаться верным или убежать. Когда Господь славен, то мы все хотим быть причастными к этой славе. Но когда рядом с Ним опасно, мы стараемся отойти подальше от Него и тем самым проявляем свое лицемерие и свою неверность.

Но это не повод для отчаяния. И апостолы, ближайшие ученики, тоже отошли, но, осознав свое предательство, они вернулись. Своей жизнью, своей проповедью они искупили вину и доказали свою верность Христу Спасителю.

И потому, когда у нас бывают сомнения, когда нам бывает трудно остаться рядом с Богом и мы отступаем от Него, это очень плохо, но это не повод отчаиваться. Есть покаяние, и у нас есть время, чтобы вновь вернуться к Тому, Кому мы обязаны всем: и жизнью, и своим спасением.

Во всякий день и всякий час мы благодарим Его за то, что Он призвал нас к Себе. И дай Бог нам остаться верными Ему. Вспомним слова Апокалипсиса: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни вечной» (Откр. 2, 10). Аминь».

Фото: Владимир Ходаков

Монастырский вестник — синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ