28 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Вознесенском Оршине женском монастыре начался цикл бесед из истории Русской Православной Церкви XX столетия «Сокровища памяти нашей».

Тем, кому сейчас 35 лет, уже трудно представить, что были совсем недавно времена, когда на Пасху возле храмов стояли специальные патрули, разрешающие проходить на службу только совсем пожилым людям; когда из-за случайно увиденного нательного крестика выпускнику школы могли написать такую характеристику, что круглый отличник не мог уже поступить ни в один институт; а за обнаруженный ксерокс «Душеполезных поучений» преподобного аввы Дорофея было вполне ожидаемо тюремное заключение.

О жизни Церкви в годы гонений, о подвиге исповедничества, о том, как хранилось драценное сокровище веры, переданное благочестивыми родителями или обретенное после поисков и раздумий о смысле жизни, и будет рассказываться в воскресные дни Великого поста после Божественной Литургии.

Первое занятие провела Светлана Викторовна Сидорова — ректор Высших Знаменских Богословских курсов при Заиконоспасском монастыре г. Москвы, ректор Богословских епархиальных курсов при Свято-Екатерининском женском монастыре г. Твери, преподаватель нравственного богословия, вдова недавно почившего профессора МДА известного патролога Алексея Ивановича Сидорова.

В начале беседы Светлана Викторовна напомнила слова свт. Василия Великого о посте: «Этот дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Пост не новое изобретение, но драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в Раю».

Далее она пояснила, что само древо добра и зла не было смертоносным для человека. Змей внушил человеку желание поступать по своей воле, не учитывая Божественную волю, искать благо самостоятельно. Внушил мысль, что человек имеет возможность и право поступать так, как ему хочется. То есть смертоносным для человека была похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Как раз заповедью поста Господь пресекает желание человека распоряжаться всеми благами по своей воле. Значит, в основе человеческой жизни лежит заповедь послушания (можно сказать, воздержания).

И закон воздержания неразрывно связан с постом.Также весьма примечательно, что в русском языке слово «пост» означает еще место дежурства часового, где он стоит для охраны материальных и духовных ценностей. Светлана Викторовна пояснила: «И вот, когда в начале 80-х мы пришли в Церковь, на проповеди один батюшка сказал: «Вы знаете, что мы сохранили? Мы сохранили учение Православной Церкви, каким передали его нам предыдущие поколения. Это учение православной Церкви этими предыдущими поколениями сохранено, и мы можем сказать, что наша Церковь – это действительно Святая Соборная Апостольская Церковь. Теперь вы храните Церковь. Мы вам передаём эту эстафету, и вы храните учение Святой Соборной Апостольской Церкви в целости и сохранности». Вот на меня эти слова произвели сильное впечатление. Действительно, столько поколений жизнь свою положило для того, чтобы учение Православной Церкви дошло до нас в том виде, в котором передали его святые апостолы. Они стояли на страже сохранения учения православной Церкви, на страже сохранения нашего сердца, чтобы наше сердце ограждали мы от воздействий врага рода человеческого, охраняли совесть от помрачений, чтобы она могла бороться с грехами, чтобы не иссякало наше желание искать волю Божию и жить по воле Божией».

Иллюстрацией к словам Светланы Викторовны стали прочитанные ей воспоминания о двух выдающихся священнослужителях Русской Церкви: митрополите Питириме (Нечаеве) и архимандрите Иннокентии (Просвирнине) (эти воспоминания уже знакомы читателям портала Православие.Ru. https://pravoslavie.ru/136488.html).

На занятиях присутствовали насельницы монастыря, воспитанницы Детского центра «Родник», а также наши помощники и прихожане — жители Твери и Орши. Мы весьма признательны Светлане Викторовне за ее беседу, как всегда, назидательную и живую, и надеемся на новые встречи.