Празднование в честь образа Пресвятой Богородицы «Иверская» (Вратарница) совершает Церковь 25 февраля. Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри прославилась на Афоне. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы.

Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви — Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Тверским Афоном называют мужской монастырь в Твери, посвящённый святителю Николаю Чудотворцу. Николо-Малицкий монастырь придерживается афонского устава, который был составлен древними святогорскими отцами, и одновременно стремится сохранить русскую дореволюционную практику.

Накануне праздничного дня, 24 февраля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Покровском храме обители всенощное бдение (агрипнию) по афонскому уставу. У дверей монастырского храма архипастыря встретил наместник монастыря игумен Борис (Тулупов).

Правящий архиерей облачился в мантию, приложился к праздничной иконе и занял место в архиерейской стасидии.За богослужением в монастыре не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках. Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в своё время.

Митрополит Амвросий прочитал предначинательный псалом, молитвы «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши». Перед пением «Свете Тихий» архиерей благословил малый вход из стасидии. На праздник в храме развешиваются богатые бархатные пелены, устанавливаются праздничные лампады. В малом облачении и греческой мантии митрополит прочитал Евангелие.Утром 25 февраля митрополит Амвросий совершил в монастыре Божественную литургию. По афонскому уставу, до начала Литургии монах, облачëнный в мантию, обошёл монастырь и ударами в деревянное било (талантон) созвал всех в храм на молитву.

По преданию, таким способом праотец Ной созывал животных в ковчег. Затем монах ударил в железное било (сидерикон), а после прозвучал короткий звон на колокольне, по случаю праздника.

Вдоль стен всего храма в стасидиях расположились монахи и миряне. Благодаря такому распределению в храме поместилось большое количество людей, при этом не было суеты и шума. Стасидия — деревянное кресло с высокими подлокотниками, в котором можно, в зависимости от важности момента службы, сидеть, полусидеть или стоять.

После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:«Сидеть у ног Господа и слушать Его слова, как Мария из Вифании, — разве это не главное желание и не главный смысл нашей жизни? Хотя и служение Марфы, служение ближнему, забота о том, чтобы он был накормлен, принят должным образом, чтобы он не имел ни в чём нужды, — тоже, безусловно, важно. Обе служат Богу, обе дополняют друг друга, но Марию, сидящую у ног Его, Господь ободряет больше. Она предана Христу и не желает отступать от Него даже для того, чтобы Ему уготовить трапезу. Это так похоже на нашу жизнь, в том числе жизнь церковную. Нам порой кажется наиболее важным сделать внешне понятные вещи — построить храмы, устроить приходской и монастырский быт, сделать наши богослужения благолепными. И это очень хорошо, с одной оговоркой: часто такие заботы отвлекают нас от самого главного — от того, чтобы внимать словам Господа и верно сидеть у Его ног. Ведь Он не нуждается ни в наших храмах, ни в наших богослужениях или церковных делах, если они становятся самоцелью и отдаляют нас от Него. Но Он хочет нашей любви, нашей внимательности, нашей сосредоточенности на вещах главных, внутренних, “едином на потребу”».

За богослужением возносились особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных, о мире и любви среди людей.В важнейшие моменты Литургии, такие как Херувимская песнь, молящиеся низко кланялись. Братья вручную приводили в движение паникадила, подвесные лампады и хорос — главное украшение Покровского храма.

Греческий хорос — огромный десятигранный латунный обруч, скреплённый двуглавыми орлами, свисающий на длинных цепях из-под купола — уставлен свечами, которые возжигаются только по воскресным дням и праздникам. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл, связывающий их с движением звёзд в космосе, славящих своего Создателя.Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придаётся особое значение.Во время пения Херувимской песни владыка помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы просьбы о поминовении, вынимая за каждое имя частицы из просфор. В сегодняшний день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II о упокоении его души были вознесены заупокойные молитвы.После богослужения митрополит Амвросий преподнёс в дар монастырю частицы мощей преподобного Иосифа Исихаста и преподобного Ефрема Нового, Нео-Макринского, чудотворца.Затем глава митрополии вручил удостоверения о прохождении программы «Основы духовно-нравственной культуры» и свидетельства об окончании курсов «Основы Православия» приходским церковнослужителям храмов епархии. Удостоверения получили: иерей Димитрий Кульков, М. В. Симора, Ж. Т. Викторова, Т. Н. Коновалова, А. С. Решетняк, Е. О. Фомина, А. С. Швецов. Свидетельства получили: иерей Андрей Гуров, Е. В. Манушина.После награждений митрополит Амвросий поздравил прихожан с праздником и вручил каждому книгу Н. В. Гоголя «Размышления о Божественной литургии» на молитвенную память.