9 мая 2020 года исполнилось бы 80 лет большому другу и благодетелю нашего монастыря Вячеславу Ивановичу Снегирёву. Его трудами был восстановлен Вознесенский собор Оршина монастыря. Перед тем, как взяться за дело, Вячеслав Иванович молился и просил благословения у Господа на столь трудное дело. И в этот самый момент трижды прогремел гром, хотя день был солнечный и совершенно безоблачный. Стало ясно, что благословение Божие есть. Так началась в 2000 г. реставрация древнего оршинского храма…

***

Детство Вячеслава Ивановича было тяжелое. Во время Великой Отечественной войны мальчик попал в пересылочный детский дом г. Донецка. Сколько ему лет, откуда, кто родители — все было неизвестно. На вид определили, что год рождения примерно сороковой. Но кто знает? В детском доме жизнь была не из легких — старшие обижали младших, заставляли воровать и всячески над ними издевались. Но вскоре мальчика взяли в семью, и он переехал в Курск. Его – уже после 45-го года — назвали Славой в честь Великой Победы, и днём его рождения стал этот знаменательный день — 9 мая. Отчество и фамилию новые родители дали свои. Семья Снегирёвых была большая и дружная — восемь человек. Родители — коммунисты. Отец — первый секретарь райкома партии, мать тоже работала в исполкоме. После гибели мужа мать замуж больше не вышла. С седьмого класса Слава стал постоянно ездить со своим дядей Алексеем Горяиновым на работу — дядя был хорошим резчиком по дереву и прекрасно рисовал. Они вместе даже расписывали храмы. Именно благодаря дяде Алексею Слава полюбил архитектуру и решил поступать в архитектурный институт. При поступлении нужно было сдать семь экзаменов. За основные -рисунок, черчение — Слава не беспокоился, но экзамен по немецкому (уж очень он этот предмет не любил!) он волновался. И вот, когда все стояли перед аудиторией в ожидании преподавателя, к ребятам подошла какая-то женщина и попросила донести книги. Слава сразу же побежал помогать, а вытянув билет, узнал в экзаменаторе женщину, попросившую о помощи. Проходя мимо его парты, преподавательница подсказала ему перевод предложения, и он сдал немецкий язык.

Группа их была лучшей, они часто участвовали в конкурсах по архитектуре и часто занимали первое место.

Закончив институт, Вячеслав остался в нем работать. Занимались они тогда проектами лечебно-курортных зданий. Построили с югославами гостиницу «Интурист» в Сочи. Вячеслав курировал строительство. Вскоре его позвали работать в Югославию, но все же не выпустили, как беспартийного.

Вскоре все изменилось, и Вячеслава Ивановича пригласили заниматься реставрацией храмов в Москве. Некоторое время он работал с знаменитым скульптором Вячеславом Клыковым и выполнил с ним заказ Данилова монастыря.

Вскоре Вячеслав Иванович решил организовать строительную группу из хороших специалистов и вплотную заняться реставрацией храмов. К тому времени он был уже довольно опытным архитектором и имел различные награды, в том числе звание лауреата ВДНХ и дважды лауреата Государственной премии СССР, а также был награжден Святейшим Патриархом Алексием II за восстановление храма Иоанна Богослова на Бронной (у Пушкинской площади) в Москве – реставрация этого храма была оценена как лучшая в конкурсе «Лучший храм года».

По рассказам его супруги Людмилы Михайловны Снегирёвой, к вере они пришли в очень непростое время. Это был конец 80-х годов. Шла война в Афганистане, а их единственный сын должен был пойти в армию. Тогда   Вячеслав Иванович стал сомневаться — отправлять ли сына в армию? А если попадет в Афганистан? А если там его убьют? А если не убьют, то покалечат, или еще что-нибудь страшное случится… В общем, это семейное недоумение должно было как-то разрешиться, и помог этому родственник Вячеслава Ивановича — иерей Сергий, который сказал еще совершенно невоцерковленной Людмиле Михайловне, что за разрешением этого вопроса она должна поехать к отцу Владимиру Волгину в Курскую область. И вдруг она поверила, что именно этот человек может ей в ее проблеме помочь. Вячеслав Иванович долго жену отговаривал, но все-таки смирился и отпустил. Шел Великий пост. Отец Владимир был в отъезде, и все ждали его возвращения. Людмила Михайловна впервые стояла на службах. Тяжело было — мало сказать. Было очень тяжело! Длились службы долго-долго. Но именно тогда она впервые постилась и впервые причастилась в Великий Четверг. И терпеливо четыре дня ждала отца Владимира. Когда батюшка приехал, он ее принял и сказал, что сына от армии скрывать не надо, а нужно положиться на волю Божию. Людмила Михайловна успокоилась, и тут же попросилась в духовные чада, хоть и совершенно не знала, что это значит. Просто отец Сергий сказал ей так сделать. Отец Владимир подарил ей духовные книги и журналы, и с этих пор семья Снегирёвых стала воцерковляться.

Повенчались они в Москве в храме Всех Святых на Кулишках, который также восстанавливал Вячеслав Иванович.

У Снегирёвых под Тверью в деревне Сергеевка был домик. От того же отца Сергия они узнали, что в двадцати километрах от них открылся Оршин монастырь. И супруги решили съездить на него посмотреть. Дороги через лес тогда не было, пришлось ехать в объезд, вдоль Волги. Машина   влетела в яму, в грязь, пришлось толкать. В общем, доехали с трудом. А когда вошли в монастырь, сердце сжалось от боли — так он был разрушен. Тогда Вячеслав Иванович и познакомился с Матушкой Евпраксией, и предложил ей свою помощь.

А когда они ехали из монастыря, Вячеслав Иванович поделился с супругой: «Знаешь, мне кажется, я буду восстанавливать это храм, но будут сильные искушения, потому что мы к нему ехали, добирались с большим трудом».

Вячеслав Иванович за дело очень переживал, хотя опыт работы был у него большой. В работу он вкладывал всю душу и этого же требовал от рабочих. Были, конечно, и трудности, и искушения.

По ночам он молится Матери Божией, просил совета, а утром получал ответ, и начинал делать, зная, что так, как он делает — правильно.

Вячеслав Иванович также руководил работами при реставрации храма прп. Сергия Радонежского в Твери.

Заново построил разрушенную в советские времена колокольню храма св. великомученицы Екатерины – главного храма Екатерининского монастыря — и монастырскую ограду.

Вячеслав Иванович был добрым, честным и трудолюбивым человеком. И, главное, был настоящим православным христианином. Перед смертью он часто причащался Святых Христовых Таин и почил в вере и уповании на милосердие Божие 28 мая 2016 г.

Вечная память рабу Божию Вячеславу!

Если же проследить цепочку событий многолетней давности, то выяснится, что наши дружба и сотрудничество – результат молитвенного благословения блаженной старицы Любови. Об этом рассказ нашей Матушки Игумении в её книге воспоминаний в главе о блаженной Любушке Сусанинской (Лазаревой Любови Ивановне) (orshin.ru)

Вознесенский Оршин женский монастырь