Феодоровская икона Божией Матери является главной святыней Вознесенского Оршина женского монастыря.

Сведения о начале сугубого почитания этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы в нашей обители относятся к окончанию Смутного времени.  Среди участников Земского Собора 1613 г., на котором избрали на царство Михаила Феодоровича Романова, был настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте в числе других стоит и его подпись. Предполагают, что, возвращаясь с Собора, настоятель доставил в родную обитель и список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от новой святыни стали совершаться чудеса и исцеления. В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, в честь Феодоровской иконы был освящен его южный придел. Оршинская икона была известна, к ней приезжали отовсюду.

После преобразования Оршина монастыря в женский почитание иконы сохранялось и умножалось. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, стараниями игумении Сергии была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (в 1990 г., когда к лику святых причислили св. прав. Иоанна Кронштадтского, часовню освятили уже в его честь).

После закрытия и разорения обители многие монастырские святыни оказались безвозвратно утрачены. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, слава Богу, не погибла. После разорения храма она находилась сначала у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещалась в экспозиции древних икон. В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме.

26 июля 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, также пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицы. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь следы коричневой хозяйственной краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца, свидетельствовали о том, что святыня находилась не в храме. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией.

На Оршу икона, пребывавшая сначала на Екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа 1996 г. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза. Святыни 

27 марта в монастыре, уже по давней традиции, торжественно отслужили Литургию Преждеосвященных Даров. Мы все просили у Царицы Небесной заступления и помощи, милостивого предстательства и избавления от скорбных обстояний и лютых болезней.

После службы инокиня Кира (Акопян), выпускница иконописной школы при МДА, преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, рассказала сестры монастыря и воспитанницам Детского Центра об особенностях иконографии Феодоровского образа Пресвятой Богородицы

Феодоровская Костромская икона была обретена в 1239 году близ Городца костромским князем Василием Квашней.

Этот образ относится к иконографическому типу «Умиление» (по-гречески «Милостивая). Образ поясной, праворучный.  Богородица склоняет главу к Младенцу, сидящему на Ее правой руке. Он прижимается ланитой к лику Матери, обнимая Ее обеими ручками: правой — спереди, а левой — сзади, за шею. Левая ручка, проходя под мафорием, показывается из-за шеи Богородицы. Поддерживающая Младенца снизу правая ладонь Богородицы наполовину закрыта хитоном Младенца. А левая, поднятая, направлена ко Христу. Этот жест, обычно указующий или молитвенно обращающийся к Младенцу, похож на нежное прикосновение. В направлении движения этой руки мы видим четкую диагональ (в иконографическом типе «Одигитрия» ручка Богородицы изображается горизонтально). Левая ножка Младенца выдвинута вперед, в несколько шагающем движении и обнажена до колена. Ножки и ручки Младенца подчеркнуто худы. Темно-охристые одежды Богомладенца, покрытые лучами ассиста, несут образ золотого сияния. Хитон спадает с бедра левой обнаженной ножки волнообразной складкой, движение которой завершается в линии правой стопы. Мафорий Богородицы Феодоровской Костромской разделан красными, но глубокими по тону высветлениями, а описи написаны ритмичными полукруглыми черными линиями. Особенностью древнего образа являются декоративные, непривычно большие звезды над лбом и на плече Богоматери, а также широкая полоса каймы, украшенная жемчугом, переходящая на плече в золотую бахрому в виде каплевидного дождя. Кайма обрамляет шею Богоматери и декоративно огибает обнимающую левую ручку Младенца. Шея искусственно сужается. Стиль иконы говорит о древнем, не позднее XII века, происхождении. Древняя икона двусторонняя. На обороте изображена вмц. Параскева. Образ очень почитаемый распространен во множестве списков.

Феодоровская Оршинская икона.

Вскоре после прославления Костромской Феодоровской иконы стали появляться списки с нее, также ставшие чудотворными. Два из них просияли в Вознесенском Оршине монастыре как чудотворные.

  • Икона, привезенная архимандритом Иосифом, является точным списком с Костромской иконы. В середине XIX в. на икону была пожертвована драгоценная риза. В настоящее время список находится в Тверской картинной галерее.
  • Феодоровская Оршинская икона Божией Матери XVIII века.

Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в кремлевских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Младенцем осеняют своими крылами Серафим огненно-красного цвета и два Херувима. Крылья, закрывающие ноги и руки, говорят о том благоговении, смирении, страхе и трепете, с какими они предстоят Богу и Богоматери. Серафимы и Херувимы – чины ангельские, ближе всего находящиеся к Богу. На головах их слухи — ленточки, с помощью которых Ангелы слышат Бога. Внизу Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат с крестом в руке в знак мученичества — римский воин, казненный за христианскую веру в IV веке. Великомученик Феодор Стратилат изображается потому, что он XIII веке спас икону Богоматери от поругания и вернул верным людям во град Кострому. С другой стороны Божией Матери предстоит великомученик Меркурий. Возле великомучеников изображен раскрытый свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…». Извод сложился на основании иконографии Феодоровского Костромского образа. Похоже расположение рук Богородицы и Младенца, Его ножек, но сама манера письма другая, поздняя.

Есть и другие различия. На мафории Богородицы звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее Приснодевства: Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече, в данной иконографии — закрыто Богомладенцем); Дева — в самый момент непостижимого Рождения Сына Божия (звездочка на челе); остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече).

На Оршинской Феодоровской иная кайма, другие звездочки и бахрома. На Оршинской Феодоровской у Младенца рубашечка, а на Костромской Феодоровской — хитон.

  •  Феодоровская Оршинская икона Божией Матери нач. XXI века (иконостас Феодоровского придела).

В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, его южный придел был освящен в честь Феодоровской иконы. На современном иконостасе находится икона Феодоровской Божией Матери, написанная в наше время в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, иконография соответствует Феодоровскому Костромскому образу.

Иконография иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами.

Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.  Примером этого может послужить икона письма Гурия Никитина «Феодоровская икона Божией Матери со сказанием в 20 клеймах», 1680 г., написанная в храм Спасо-Запрудниковского монастыря.

К подобному типу относится и «Феодоровская икона Божией Матери с акафистом», написанная Л. Ю. Шаламберидзе (иконописная школа при МДА, преподаватель Н. Е. Алдошина), в 2001 г. для иконостаса Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря.

Именно на основании клейм этой иконы было подробно рассказано о явлении и чудесах от иконы Богоматери Феодоровская.

Великомученик Феодор Стратилат приносит в Кострому икону Богоматери.
Победа над татарским войском благодаря заступничеству Богородицы..

Одно из клейм является иллюстрацией к судьбоносному для истории нашего Отечества событию, которое и вспоминается в сегодняшний день: в 1613 году всенародным Собором на Российский престол был избран новый царь — 16-летний Михаил Феодорович Романов.

К юному князю, который вместе со своей матерью, инокиней Марфой, находился в Ипатьевском монастыре Костромы крестным ходом принесли Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Послы просили инокиню Марфу благословить сына на царство. Опасаясь за его жизнь, она ответила отказом, ссылаясь на «младые лета» Михаила и отсутствие благословения его отца, но послы вновь умоляли мать благословить уже выбранного народом царя – её юного сына. Тогда инокиня Марфа, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!» С воцарением Михаила Феодоровича окончилось на Руси Смутное время.  В память об этом было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери — 14/27 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16/29 августа.

Также весьма интересной представляется дальнейшее развитие царской темы в другом клейме – Феодоровской иконе молитвенно предстоят новопрославленные святые – царственные страстотерпцы.

Покровительницу династии Романовых особо почитали все русские самодержцы, а последний император — мученик Николай Александрович — в особенности. В 1909-1912 гг. в Царском Селе был воздвигнут великолепный Государев Собор, впоследствии называвшийся Феодоровским Государевым. Феодоровская икона сопровождала царскую семью до самой их мученической кончины. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над ними была найдена копия Феодоровской иконы, с которой царица Александра Феодоровна никогда не расставалась.

Возблагодарим Царицу Небесную за Её великие милости к нам, недостойным.

Будем умолять и далее, как и в древние лета, не оставлять нас Своим заступлением и помощью и оградить обитель нашу, град наш, страну нашу, всю вселенную нашу «от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати».

Крестный ход в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери (Оршин монастырь, 29 августа 2019)

Вознесенский Оршин женский монастырь