БЕСЕДА О  ВЕЛИКОМ ПОКАЯННОМ КАНОНЕ ПРП. АНДРЕЯ КРИТСКОГО

В Неделю сыропустную после чина прощения монахиня Александра (Кашаева), преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, провела для прихожан, насельниц и воспитанниц монастыря беседу, посвященную Великому канону прп. Андрея Критского, обратив особое внимание всех присутствующих на ветхозаветные примеры покаяния.

Великий покаянный канон будет читаться за вечерним богослужением первые четыре дня Великого Поста по частям и полностью — в четверток пятой седмицы.  Автор канона —архиепископ Критский Андрей, византийский ритор и гимнограф, «покаяния учитель и преподобных слава»«вселенныя молитвенник» и «отеческая похвала». Родился творец канона в семье благочестивых родителей в середине VII века, четырнадцатилетним отроком ушел в монастырь прп. Саввы Освященного в Палестине, где многие годы подвизался, проводя строгую подвижническую жизнь. Прп. Андрей был участником VI Вселенского собора, вложив изрядный вклад в дело борьбы с ересью монофелитства. К концу жизни монах-подвижник был призван к епископскому служению на острове Крит. Церковь именует его «преизряднейший таинник покаяния». Действительно, творение прп. Андрея являет нам такие глубины покаянного духа, которые свидетельствуют о несомненном личном опыте и духовном подвиге самого автора.

Канон этот назван великим не только по объему (в нем 250 тропарей) и по грандиозности разворачивающейся перед нами панорамы, охватывающей множество событий и лиц ветхозаветной и новозаветной истории, великим канон назван по глубине воздействия на душу человека и по силе покаянного чувства, которое внимательное чтение или слышание слов святого пастыря возбуждает в сокрушенной душе кающегося. Цель канона — указание верных ориентиров в духовной жизни и, прежде всего, покаяния как необходимого условия спасения.

Перед нами проходит вереница лиц и событий — великих грешников и великих праведников, имена которых стали нарицательными, разворачиваются события ветхозаветной истории, вспоминаются новозаветные примеры. Задача же одна: показать злосмрадие греха и бесконечное милосердие Божие к кающемуся грешнику, призвать душу человека к покаянию. «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — размышляет прп. Андрей и начинает с грехопадения Адама — первого падения в роде человеческом, внесшего заразу греха, тления, смерти в жизнь человеков.

И последующие примеры греховных поступков не просто перечисляются, а соотносятся с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает не только родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории, но даже, при внимательном рассмотрении, убеждается в том, что в своем ежедневном падении превосходит этих грешников.

Великий канон по форме напоминает разговор кающейся души с Богом и являет нам великий образец покаяния. В каноне Каин, Ламех, Хам, Исав, жители Содома и Гоморры, Рувим, Дафан и Авирон, Авессалом, нечестивый Ахав, Озия, Гиезий, Манассия и другие — не только персоналии, но образы страстей, которые явственно проступают в природе человека, искаженной грехом.

Прп. Андрей приводит и примеры праведников, которым следует подражать: это Авель, Ной, Авраам, Иов, Моисей, Давид, Илия, Елисей и другие. Особое внимание уделяется тому, кто явил нам образ глубокого покаяния и исправления — царю и пророку Давиду, приводятся евангельские примеры покаяния мытаря, блудницы, разбойника.

О причине обращения ко множеству лиц и событий ветхозаветной истории сам прп. Андрей говорит: «Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию, подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов».

Особое внимание в каноне уделяется подвигу прп. Марии Египетской, которая покаянием и постническими трудами сумела из страшной бездны греховного падения подняться на высоту бесстрастия, превзошла природу человеческого естества и удивила не только людей, но и ангелов.

Глубина и многомерность образов и событий, представленных в каноне, требует для правильного понимания мысли святого автора знания Священного Писания и, следовательно, духовной пользы слушающего или читающего. Поэтому мы рекомендуем всем нашим прихожанам накануне вечернего богослужения, по возможности, просмотреть текст канона и найти соответствующее место Священного Писания, чтобы кратко ознакомиться с характером лица или события, на которое указывает прп. Андрей.

Как замечал свт. Игнатий Брянчанинов, от нашего времени отняты великие подвиги аскезы, постничества, бдения. Мы в большинстве своем немощны и духовно и физически. Но покаяние доступно каждому человеку и может открыть нам врата Царствия Небесного. Никому невозможно спастись без покаяния, и канон прп. Андрея — спасительное средство, предлагаемое нам богослужебным уставом, так как он «и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и внимание подобным поется» (Синаксарь в четверток 5-й седмицы Великого поста, на утрени).

Вознесенский Оршин женский монастырь