23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершил богослужения в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре Санкт-Петербурга.

Накануне было отслужено всенощное бдение.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители.

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Людмила (Волошина), насельницы и прихожане обители.

По окончании всенощного бдения владыка Феогност вместе со священнослужителями, матушкой игуменией, сестрами и прихожанами спустился в храм-усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, где прочитал молитву святому.

В сам праздничный день владыка возглавил в обители Божественную литургию.

За Литургией молились губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов, игумения Людмила с сестрами и прихожане.

По окончании Литургии архиепископ Феогност отслужил литию по приснопамятному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (23 февраля – день рождения Святейшего владыки).

Затем Его Высокопреосвященство произнес проповедь перед молящимися:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Неделя о Страшном Суде – последняя Неделя перед святой великой Четыредесятницей, Неделя, в которую мы вспоминаем Страшный Суд. В притче о Страшном Суде Господь говорит одним: ”Придите ко мне, возлюбленные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сотворения мира” – а другим: ”Отыдите от Меня проклятые в огонь вечный”.

Далее Господь объясняет, кто же благословен перед Ним. Он обращается к ним и говорит: ”Я алкал, вы Меня насытили. Я жаждал, вы Меня напоили. Я был странником, вы Меня приняли. Я был наг, вы Меня одели. Я был в больнице, темнице, вы Меня посетили”. На это они отвечают Ему: ”Господи, когда мы Тебя видели алчущим, жаждущим, странником, нагим, больным, в темнице?” На что Он говорит: ”То, что вы сделали одному из малых сих, вы Мне сделали”. И, в противоположность тем, кто думал, что они именем Христовым и бесов изгоняют, было сказано: ”Отыдите от Меня, проклятые, во ад, в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его, потому что Я был голоден, вы Меня не насытили; Я жаждал, вы Меня не напоили; Я был странником, вы Меня не приняли; Я был наг, вы Меня не одели; Я был болен, Я был в темнице, вы Меня не посетили». – ”Когда мы Тебя видели таким?” – ”То, что вы не сделали одному из малых сих, вы Мне не сделали” (см.: Мф. 25, 31–46)».

В продолжение притчи о Страшном Суде владыка рассказал о Федоре Петровиче Гаазе, жившем в ХIХ веке:

«Он был прусак по происхождению, католик по вероисповеданию, но волею судьбы оказался в Москве. И настолько принял наш народ, столько сил отдал ему! Он был первым, кто требовал, просил, увещевал, чтобы в тюрьмах были открыты больницы. Это случилось при нем. Он был первым, кто долго боролся и наконец настоял на том, чтобы облегчить участь заключенных, которых вели в Сибирь. А их вели так: все они были прикованы кандалами к железному шесту намертво. Если кто-то умирал, то его тащили до остановки. На остановке расковывали, закапывали: мужчин, женщин, стариков, детей. И всем головы обривали наполовину: женщинам, мужчинам, детям, старикам. Доктор Гааз смог добиться отмены этого. Кандалы весили 16 кг. Он изобрел новые кандалы, которые весили восемь. Он их проверил на себе.

И насколько высок был его авторитет во всех кругах общества! Вот одна из таких замечательных историй о нем. Как-то он в очередной раз пришел к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), человеку замечательному, уважаемому, почитаемому, имевшему большую власть. Доктор Гааз, конечно, постоянно приходил к нему и просил за кого-нибудь. Выражаясь современным языком, он уже надоел митрополиту, и, когда он начал просить за очередного человека, митрополит ему отказал. На что доктор говорит: ”Ваше Высокопреосвященство! Он невиновен”. Митрополит Филарет сказал: ”Не бывает невиновных”. Доктор ответил: ”Да, Ваше Высокопреосвященство! Но Вы забыли о Христе”. В воздухе повисла пауза. Доктор Гааз осекся, сел на стул, закрыл голову руками. Тогда митрополит Филарет улыбнулся и сказал: ”Нет, это не я забыл о Христе – это Христос оставил меня на это время”. Достойный разговор двух достойных людей.

Но доктора Гааза уважали не только в высоких кругах. Было много случаев, когда проявлялась любовь к нему у простого народа, может быть, даже не у совсем порядочных людей – грабителей. Однажды он пошел по вызову к больным, его встретили бандиты и стали раздевать его. На что он стал причитать: ”Да мне нужно дойти до больного, а шубу вы завтра можете получить – придете в приемную доктора Гааза”. Когда они услышали об этом, то упали ему в ноги: ”Прости, отец родной!” Проводили его до больного – мало ли, еще кто-то ограбит – и назад привели.

Когда он умер, то за его гробом шла двадцатитысячная толпа. Вот вам католик, прусак, но сколько в нем любви! А когда доктор умирал, то тюремный священник Орлов приехал к митрополиту Филарету и спросил, можно ли молиться за него. Митрополит ответил: ”Обязаны молиться! И я сам приеду”. Святитель Филарет приехал к нему и сказал: ”Мужайся! Сегодня ты войдешь в Царство Божие”. На его могиле написаны удивительные слова: ”Спешите делать добро!” Потому что ни наши слова, ни наши мысли, а только наши дела поставят нас либо одесную, либо ошуюю.

Молитвами святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского и всех святых Господь да вразумит нас и сделает нас щедрыми на добро и скупыми на зло, и помните: то, что спрятал, то пропало – то, что отдал, то твое!

Всех вас благодарим за святые молитвы! Причастников поздравляем с принятием святых Христовых Таин!»

Источник: Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г.

Монастырский вестник — синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ