Игумен Дионисий (Шлёнов)

Доклад игумена Дионисия (Шлёнова), кандидата богословия, профессора Московской духовной академии, директора библиотеки МДА на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года)

Νίκη Θεοῦ ἐπὶ πάντας ὑμᾶς
(победа Божия (да будет) во всех вас).
Преподобный Феодор Студит [1]

В России 2020 год пройдет с особой памятью о победе в Великой Отечественной войне – великой победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими.

Тема моего доклада – богословие победы в святоотеческой традиции и шире – в христианской литературе. В основном я буду ссылаться на святых отцов византийской традиции, ориентируясь, прежде всего, на учение святителя Иоанна Златоуста и на отдельные мысли святителя Феофана Затворника.

Победа в Новом и Ветхом Завете

Победа – по-гречески νίκη [2], по-латыни victoria – имеет ряд ключевых значений: 
– победа,
– господство,
– успех [3].

Следует также отметить, что на языке святых отцов Бог описывается победителем не только злых и грешных людей, но и добрых. Тем самым духовная победа – это, с одной стороны, разгром врагов, а с другой – награждение или благодатное одарение друзей.

Слово νίκη встречается среди новозаветных текстов только в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова (1 Ин. 5:4):

и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

и сия́ е́сть победа, победи́в¬шая мíр, вера на́ша.

καὶ αὕτη ἐστὶν ἡ νίκη ἡ νικήσασα τὸν κόσμον, ἡ πίστις ἡμῶν [4].

На весь Новый Завет единственный раз употреблено слово νίκη, и еще несколько раз νῖκος – сходное и однокоренное, но более редкое в греческом языке [5] (νικάω встречается 28 раз в Новом Завете [6] и 27 в Ветхом Завете)! Зато данный стих является ключевым и определяющим. В этом стихе ясно сказано, что победа – это вера. А вера предполагает связь человека и Бога. Вера – уверенность в невидимом (Евр. 11:1), устремление к Богу и приближение к Богу по мере очищения самого себя. Бога невозможно постичь только умом, так же, как и невозможно постичь только подвигом. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:17, 26), но и дела без веры несовершенны, какими бы они ни были.

О вере много сказано и написано. Слово «вера» (πίστις) используется в Новом Завете 243 раза. Поговорим о более редком – «победа».

Победа как восстановление у святителя Иоанна Златоуста

В святоотеческой традиции наиболее часто использовал греческое слово «победа» святитель Иоанн Златоуст.

Начнем с размышления о том, какое толкование дает святитель Иоанн словам Христа Спасителя о похищении сосудов сильного (Мф. 12:29):

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

Или́ ка́ко мо́жет кто́ вни́ти в до́м крепкаго и сосу́ды его́ расхи́тити, а́ще не пе́рвее свя́жет крепкаго, и тогда́ до́м его́ расхи́тит?

ἢ πῶς δύναταί τις εἰσελθεῖν εἰςτὴν οἰκίαν τοῦ ἰσχυροῦ καὶ τὰ σκεύη αὐτοῦ ἁρπάσαι, ἐὰν μὴ πρῶτον δήσῃ τὸν ἰσχυρόν; καὶ τότε τὴν οἰκίαν αὐτοῦ διαρπάσει.

Златоустый святитель связывает эти слова с «ясной победой» Христа над смертью и грехом: «Таким же образом и Христос победил, согласно Евангелию, говоря: Когда свяжет сильного, и сосуды его расхитит. Поскольку если бы этого не произошло, то не было бы ясной победы» [7]. И в другом месте святитель Иоанн понимает победоносные речения о победе над диаволом в смысле аскетической победы по мере старания: тот, кто подвизается, тот легко побеждает, в отличие от того, кто пребывает в равнодушии [8].

В Евангелии (Мф. 12:29; Мк. 3:27) говорится о возможности расхитить сосуды сильного только после того, как сильный будет связан. Евангельский текст полностью сооответствует аскетическому пониманию победы святителем Иоанном Златоустом. Для полноты картины можно привести основные варианты эгзегезы стиха о расхищении сосудов сильного (при наличии аллюзии на евангельский текст):

– победа над диаволом: при схождении во ад / при аскетической брани;
– победа над грешниками;
– борьба с праведниками;
– похищение праведников у диавола, то есть их спасение.

Самое убедительное и яркое толкование похищения сосудов сильного возникает при описании схождения во ад. Но данная победа воспроизводится постоянно, и особенно в преддверии самого праздника Пасхи и на сам праздник. Победа над диаволом приоткрывает возможность спасения, но не позволяет кому бы то ни было автоматически, без очищения себя и правой веры воспользоваться ею.

И другой ключевой стих (1 Кор. 15:28):

Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог все во всём.

Егда́ же покори́т ему́ вся́ческая, тогда́ и Са́м Сы́н покори́т¬ся поко́ршему Ему́ вся́ческая, да бу́дет Бо́г вся́ческая во всех.

ὅταν δὲ ὑποταγῇ αὐτῷ τὰ πάν¬τα τότε καὶ αὐτὸς ὁ υἱὸς ὑποταγή¬σε¬ται τῷ ὑποτάξαν¬τι αὐτῷ τὰ πάν¬τα ἵνα ᾖ ὁ θεὸς τὰ πάν¬τα ἐν πᾶσιν.

Святитель Иоанн Златоуст понимал эти апостольские слова в смысле конечной духовной победы Бога над демонами и грехом, которые потеряют свою активность, но не упразднятся [9].

Итак, святитель Иоанн называет победой схождение Христа Спасителя во ад и будущее восстановление святых и праведных после Страшного Суда, когда Бог будет всем во всём за исключением тех грешников, которые окажутся вне Божественной благости.

Общие святоотеческие представления о духовной победе

Очевидно, что духовная победа совершается Победителем смерти, ада и зла Богом Словом как при схождении во ад, так и при определении судеб людей после окончательного приговора. На богословском языке, унаследованном от античности, эта победа называлась «восстановлением» или «апокатáстасисом» (ἀποκατάστασις). Но в отличие от античных представлений об апокатастасисе, или в отличие от значительно более нравственно-этических, но все равно неприемлемых размышлений Оригена, осужденных на V Вселенском Соборе, в традиции Православия сформировалось представление о духовной победе как о единственно возможном результате духовных подвигов, то есть аскетических усилий, которые только и могут привести к духовному совершенству и соединению с Богом.

С точки зрения православной традиции, апокатастасиса, или духовной победы, можно достигнуть, только идя узким путем христианского совершенства – через отсечение своей воли, самоутеснение, стяжание христианских добродетелей, жизнь по заповедям. Окончательная духовная победа как абсолютная цель человеческого бытия имеет ряд промежуточных этапов или малых побед, каждая из которых позволяет взойти не на самую вершину лествицы духовного совершенства, а на одну из ее ступеней.

Апокатастасис в античности и раннем христианстве

Апокатастасис в античной традиции носил цикличный однообразный характер с минимумом духовно-нравственной составляющей. Символами апокатастасиса в античности были, в частности, птица феникс, которая умирает и воспроизводит себя снова [10], и орел, который может наиболее близко подлетать к солнцу: спалив в лучах светила свои крылья, он будет падать в море, чтобы снова возродиться для следующих полетов.

Эмпедокл [11], Пифагорейцы, Гераклид [12], Платон (Сократ в «Федоне» учил о павшей душе, которая возвратится назад [13]), Аристотель, и особенно стоики излагали учение об апокатастасисе в разных вариантах. Но даже самые развитые в данном вопросе стоики (см. учение Хрисиппа [14] III в. до Р. Х.) исходили из постоянного повторения космического круга, основываясь на понятиях «эонов» или «великих годах» [15] c бесконечным повторением одних и тех же вещей [16]. Симпликий, толкуя Аристотеля, писал о восстановлении как о вечной категории бытия [17].

Ориген – самый известный в христианской традиции сторонник апокатастасиса – критиковал стоическое «восстановление» [18], утверждая 
– единократное прекращение в будущем и «времени» (χρόνος) и «эона» (αἰών);
– оригинальность с морально-нравственной точки зрения каждого «эона» [19].

Как известно, крайности учения Оригена были осуждены, а Церкви пришлось предлагать альтернативные толкования восстановления, отличающиеся как от стоического или неоплатонического понимания, так и от осужденной на V Вселенском Соборе [20] эсхатологии Оригена и его последователей.

В противовес спасению всех в будущем (после Страшного Суда) и в прошлом (при схождении Христа во ад) Церковь противопоставила учение о спасении – при последних судьбах мира, как и при схождении Спасителя во ад – только святых и достойных. Данное учение обусловило понимание выражения «восстановление всех» как спасения достойных, пусть и нуждающихся в покаянии, а выражения «освобождение всех» – как предоставления возможности спастись тем, кто стремится к спасению и его заслуживает.

Победа Христова

Слово «Победа» (или эпитет «Победоносный») как одно из имен Христа Спасителя подчеркивает исключительный характер Боговоплощения как победы над грехами, смертью [21], диаволом [22] и силами ада [23].

Первую величайшую победу Христос Спаситель совершает при схождении во ад [24], где Он воздвигает «победоносный трофей» против демонических сил [25]. Этим победоносным трофеем, прежде всего, оказывается Честной и Животворящий Крест – по слову преподобного Ефрема Сирина: «Крест – мертвых воскресение; Крест – христиан надежда; Крест – хромых движение; Крест – бедных утешение; Крест – богатых укрощение, гордецов уничтожение…» [26]. Согласно традиционному учению Церкви победа Христа, нисшедшего во ад, заключается в ниспровержении адского плена и предоставлении потенциальной возможности спасения для тех, кто шел узким путем Христовым до Христа (согласно богословию преподобного Максима Исповедника) или находился в малой степени греха, не впав в крайнее противление по отношению к Богу.

Таким образом, Христос при схождении во ад побеждает:
– праведников, приобщая их Своей победе;
– умеренных грешников, давая им возможность победить;
– прямых богоборцев, навсегда оставляя их в узах ада;
– демонические силы, лишая их кажущегося всевластия.

Победа, одержанная Христом при схождении во ад, постоянно повторяется в аскетической брани. Сердце каждого человека оказывается полем боя между силами добра и зла, из которого человек должен выйти подлинным победителем. Одно из самых древних описаний постоянной духовной брани и духовной победы содержится в тексте, приписываемом Оригену (но, скорее всего, ему не принадлежащем), где осуществляется ключевой синтез библейской и античной традиции. Толкуя надписание 4-го псалма Εἰς τὸ τέλος ἐν ψαλμοῖς ᾠδὴ τῷ Δαυῒδ, κ. τ. ἑ., автор данного текста писал: «В конец на псалмы песнь Давида… Нужно знать, что как в отношении искусства и науки бывает конец, к которому спешит подлинно изучающий искусство или науку, так нужно достичь конца и разумной природы. Это означает оживотвориться во Христе согласно апостолу. Так вот, мы считаем, что “в конец” надписанные псалмы надписанием направляют к концу некий ум… Для каждого подвизающегося концом является победа. А поскольку, как мы ранее показали, Давидом Христос называется, надписавшие “в конец” для Давида, конец и победу провозглашают Христа – Который согласно Акиле будет именоваться Победотворцем, – создавшего победу для каждого победившего, поскольку побеждаемый Христом всякое происходящее с ним зло победил и уничтожает его, подчиняясь Христу. Никого недобровольного не побеждает Христос, но только убеждая, будучи Словом Божиим…» [27].

Таким образом, из соотношения разных толкований выводится смысл победы Христовой – как добровольного покорения души Христу Спасителю. В процессе этого покорения сама душа оказывается победоносной, то есть усвояет себе Божественную благодать – как исходящую от Христа и делающую душу способной к духовной победе [28]. Эта мысль будет самыми разными способами выражаться в святоотеческой литературе, как, например, следующим: «Владычними подвигами да приобретем победу; поскольку Христос сражается, да поставим собственные трофеи!» [29]; «В силе Божией победа и спасение будут предоставлены через Христа» [30].

В мученичестве святого Меркурия описывается победа святого над диаволом. «Святой Меркурий сказал: “Я на то пришел, чтобы … победить тебя, диавол, и отца твоего Сатану, изобретателя всякой неправды, и венец победы получу от Господа моего Иисуса Христа, Сына Бога живого…”» [31]. При этом он как воин получает победоносный венец [32] из рук Военачальника [33].

Данный взгляд на победу стал свойственен идеологии новой христианской империи – Византии, где царские победы стали считаться победами Христа Спасителя [34]. Об этом свидетельствует заглавие из «Похвалы святому Константину» Евсевия Кесарийского: «Благодарность, приписывающая Христу победы и прочие блага царя…» [35].

Святитель Григорий Богослов пишет: «Но дерзайте, со Христом победа, победившим мир» [36]. Святитель также проникновенно писал: «Я одно имею уврачевание для всего, один путь к победе. Во Христе горжусь смертью за Христа» [37]. Обращаясь к своему отцу, великий Каппадокиец воспевал «победы за паству, которые [он] одержал во Христе» [38]. «Победа», «слава» и «царство» Христовы – цель жизни людей, стремящихся выйти из-под уз, в которые их ввергло грехопадение Адама [39].

Эти разрозненные мысли о победе Христовой «в настоящем» основываются на том, что:
– Христос – Победитель по Cвоему Божеству;
– Христос – Победитель по Cвоему человечеству;
– Христос – Победитель по Cвоему Богочеловечеству.

Поскольку невозможно описывать Божественную или человеческую природу Христа Спасителя в разъединении с другой, а Божественная и человеческая природы находятся в теснейшем взаимообщении свойств, то победа Богочеловека – это Божественный дар, вечно преподаваемый Богом Отцом Богу Сыну, а через Бога Сына – всем достойным и способным к его принятию и усвоению.

– Победа святого во Христе означает достижение в Нем спасения.
– Победа грешника во Христе может означать потенциальную возможность спастись.
– Победа Христова – это независимая добрая победа на том или ином жизненном рубеже, которую Он позволяет совершить, и – согласно другому возможному пониманию – эта малая победа вполне сопричастна великой победе Христовой.

Иными словами, Христос Спаситель помогает подвизающимся побеждать, но именно Сам и является основанием и примером победы. По аналогии с речениями Христа: Видевый Меня видел и Отца (Ин. 14:9); Никто не познал Бога Отца, только через Сына (ср. Мф. 11:27) – можно было бы сформулировать и речение о духовной победе: «Никто же побеждает, если не через Христа Победителя», в соответствии с Апокалипсисом (Откр. 3:21): Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его (ὁ νικῶν δώσω αὐτῷ καθίσαι μετ’ἐμοῦ ἐν τῷ θρόνῳ μου, ὡς κἀγὼ ἐνίκησα καὶ ἐκάθισα μετὰ τοῦ πατρός μου ἐν τῷ θρόνῳ αὐτοῦ).

Кратчайший обзор святоотеческих мыслей о Христе Спасителе как о Подателе победы позволяет максимально актуализировать представления об узком аскетическом пути Христовом как единственно ведущим к достижению духовной победы.

Победа в аскетике

Согласно прп. Исидору Пелусиоту, Иисус Христос в пустыне одержал победу над тремя особо важными из восьми страстей: тщеславием, гордостью и сребролюбием [40]. Данная интерпретация трех искушений в пустыне позволяет сразу обратить внимание на аскетику как особо важную науку, позволяющую достичь подлинного восстановления.

Пример победы Христовой всегда назидает: Христос побеждает при помощи безумных, а не премудрых мира сего [41], то есть показывает приоритет слабости над силой, безумия над разумом, смирения над гордостью.

Путь вслед за Христом Спасителем

Схождение Христа Спасителя во ад и изведение оттуда святых, достойных и праведных – тех, кто, по мысли преподобного Максима Исповедника, шел «узким путем» [42] Христовым до Христа – в духовном понимании указывает на жизнь христиан, которые ради достижения своего спасения должны пройти победоносным путем подвижничества и веры.

Примером подлинной победы над врагом оказывается смерть Христа Спасителя, которой предшествовали Его живоносные страдания. «В духовном подвиге победа над противником через страдания и смерть происходит. Страдая и умирая ради Господа, тогда мы решительно побеждаем противника» [43].

Итак, духовная победа достигается путем подражания Христу Спасителю в страданиях, смерти и воскресении [44].

Противоположный характер духовной и земной победы

Святитель Иоанн Златоуст объясняет смысл духовной победы как противоположной земной. Если основание земной победы – сила, то основание духовной победы – кротость и смирение. Если земная победа основывается на могуществе оружия, то духовная победа основывается на силе неотмирных добродетелей, из которых святитель Иоанн особо выделяет добродетель кротости [45] и незлобия. «Придет и твоей победы время, – обращается он к слушателю, – когда ты победишь в незлобии вместе со Христом» [46].

Такое представление о победе является ключевым для аскетики как деятельного пути в Небесное Царствие по принципам, обратным внешней этике и силе мира сего, – в неотмирном и духовном порыве и стремлении.

Примером такого аскетического переосмысления ценностей мира является добродетель плача – самое победоносное средство, согласно духовному учению преподобного Симеона Нового Богослова [47], продолжающего традицию ряда предшествующих отцов о плаче как наиглавнейшей и ключевой добродетели. Подобно тому как царь на поле боя побеждает, если ему помогают верные подданные и войско, так и добродетель плача увенчивается успехом при помощи других добродетелей.

Но разве не является плач проявлением ложного смирения? Нет. Плач – это знак умиления души, кающейся о своих прегрешениях и вступившей на путь очищения себя ради соединения с Богом. Нет большей радости, и тем самым большей победы, нежели ощущение души, освободившейся от грехов в результате покаяния. Так писал преподобный Никодим Святогорец, великий знаток святоотеческой аскетики, каноники и богословия.

Однако и плач, и покаяние – это не столько цель, сколько средства достижения цели. Подлинная цель – это духовная радость и умиротворение во Христе. «Победа», «радость» и «жизнь» [48] – три эпитета, описывающие ту награду, к которой призваны стремиться все христиане.

Средствами духовной победы оказываются не столько слова, сколько дела. Такая трактовка предлагается в толковании на послания апостола Павла, приписываемом преподобному Иоанну Дамаскину.

Духовная победа как ключевая черта монашеского идеала

У преподобного Феодора Студита встречается выражение «исповедание победы Христа» [49], которое в терминологии святителя Василия Великого (исповедание приравнивается к монашескому постригу) можно особо применить к монашескому чину. Преподобный Феодор Студит прямо называет монашеские аскетические подвиги и брани «победой Христовой» [50].

Бог ищет «храбрых и ревностных, которые всё свое желание возложили на Господа в убеждении и готовно отдали свое произволение и вслед за Ним последовали и поверили, что всякая победа через духовные оружия, преподаваемые свыше, происходит для верующих» [51]. Данные слова приводятся в корпусе слов под именем преподобного Макария Великого для того, чтобы далее подчеркнуть особый высокий монашеский идеал полного удаления из мира [52].

Четыре главные добродетели античности и христианства также составляют «во Христе победу» [53]. Духовная «война» должна завершиться «победой», которая синонимична понятиям венцов правды, рая и Небесного Царствия [54]. Христианин призывается твердо стоять на рубеже добра, имея Христа Победителя своим помощником [55].

Диалектика победы и поражения

В античности

Афинский ритор Исократ (436–338) в речи, посвященной македонскому царю Филиппу II (382–336), восхваляет поражение спартанцев при Фермопилах [56] как особую добродетель. Действительно, греческой армии, которая первоначально состояла из 5–7 тысяч человек, было не зазорно получить поражение от персидской армии в 200–250 тысяч человек. Но поражение есть поражение, каким бы героическим оно ни было. Осмысление поражения при Фермопилах дает основание для подлинной оценки смысла человеческих успехов и неуспехов. Поражение при Фермопилах – это своеобразный античный символ христианской добродетели смирения.
(Люди) «также удивляются их (то есть спартанцев) поражению при Фермопилах или другим победам, и триумф против них, поставленный варварами, любят… Ибо они считают, что это знак добродетели, а те (победы) – чрезмерности» [57].

Платон в «Менексене» также говорит, что «победа (тщеславия ради) приносит стыд, а поражение – счастье» [58].

В христианстве

Мысль о том, что поражение ценнее победы [59], оставалась лейтмотивом не только античной, но и христианской литературы, мы встречаем ее в творениях святых отцов. Святитель Григорий Богослов составил поговорку: «Поражающий себя будет победителем друзей» [60]. В святоотеческой письменности смена поражения на победу становится важным аскетическим принципом [61].

Существуют разные соотношения победы и поражения:
– поражение – антипод победы;
– поражение – путь к победе;
– поражение равно победе;
– поражение выше победы.

В христианском богословии поражение и победа уравниваются, поскольку древо, как знак грехопадения Адама, становится и Древом Крестным – символом спасения [62]. Или: Адам – это символ поражения, а Христос – победы [63]. В сравнении с воинами, которые ожидают или победы или поражения, духовный воитель всегда должен стремиться к духовной победе [64].

Складывается предварительный вывод о том, что в христианской литературе стали меньше писать или говорить о том, что поражение лучше победы, потому что победа стала пониматься в духовно-императивном смысле [65]. Однако глубокий смысл поражения как смирения – остается. Недаром святитель Иоанн Златоуст призывает: «Не будем искать, чтобы везде побеждать, так же, как не будем везде убегать от поражения. Существуют случаи, когда победа приносит вред, а поражение – пользу» [66]. «Не будем бояться претерпевать зло, но [будем бояться] совершать зло. Ибо одно победа, а другое поражение» [67]. Святитель Иоанн Златоуст описывает победу простого воина и поражение царя, помраченного грехом страсти [68].

Пребывающие в страстях одерживают победу, которая хуже поражения [69]. Мысль о превосходстве поражения над победой продолжается: «Лучше чем зле побеждать, добре поражаться» [70].

Таким образом, из обзора понятий «победа» и «поражение» можно сделать следующие выводы.

– При сравнении «поражения» и «победы», они могут описываться как две стороны одной медали.

– Иногда они трактуются как совершенно отрицательное (поражение) и положительное (победа) понятия.

– Победа и поражение могут пониматься во внешнем и внутреннем смысле.

– В нравственной сфере особое значение придается не внешним успехам, а добродетели, носящей внутренний характер. Глубокий акцент на внутреннем необходим для формулировки принципа о поражении как более совершенном состоянии, чем победа. Этот глубокий лейтмотив созвучен аскетике победы как учению о важности достижения смирения и аналогичных добродетелей.

Богословие победы не интересуется внешними описаниями тех или иных побед и поражений. Для него очень важна внутренняя обращенность к Богу. Источник подлинной победы – Сам Бог, Который воплотился не для угождения миру и сильным мира сего, а для преображения мира.

Фермопилы могли бы стать символом аскетического стояния на страже самого себя, когда страдание или готовность пострадать оказываются гораздо важнее сытого и самодовольного бытия.

Таким образом, победителем может именоваться:

– Бог;
– Христос Спаситель именуется Победителем по преимуществу;
– победители – те, кто тщательно подражает Христу.

Святитель Феофан Затворник писал: «Конечно, близость исхода, может быть, произведет содрогание. Мужайтесь, и да крепится сердце ваше! Дерзайте; ибо Господь победил. Он же и каждого верующего являет победителем. Это несомненно. Враг же всегда тут подоспевает, чтоб если не погасить, то омрачить светлое чаяние. Подготовившийся крепкою верою сумеет не обратить на это внимания, в руки Господни предавая душу свою. Вот-вот Ангелы Божии придут, и всё омрачающее разгонят» [71].

Выводы

В начале доклада говорилось о схождении Христа Спасителя во ад. Он сходит туда именно как Победитель. Победа над адом не имеет никаких аналогов, кроме всеобщего воскресения и суда в будущем веке. Спасительное дело Христова в аду и в будущем веке называется «апокатастасисом» или «восстановлением всего». В этом и будет состоять победа: преодолев себя и свою греховность, устремиться к Христу Спасителю, Победителю и источнику окончательной победы.

Сделаем общие выводы. Согласно святоотеческой традиции, общие черты духовной победы таковы:

– окончательная Духовная Победа тождественна полному «восстановлению»;

– духовная победа осуществляется Богом и преподается людям как Божественный дар;

– самый главный и исключительный Военачальник и Победитель – второе Лицо Святой Троицы, Христос Спаситель;

– путь к достижению подлинной победы лежит только через следование аскетической традиции православия, тождественной узкому путю Христову;

– промежуточные победы похожи на этапы восхождения по ступеням духовной лествицы;

– в отличие от внешних побед, для духовных побед и итоговой Победы требуется глубокое и исключительное постоянство;

– основанием духовной победы является добродетель смирения, аналогичная антиподу внешней победы – поражению;

– аскетика как наука борьбы с самим собой и опыт достижения ключевых духовных добродетелей является подлинным путем, позволяющим достигнуть духовных высот, сочетая сильную ревность и глубокое смирение;

– представления об автоматическом апокатастасисе всех, с одной стороны, так же, как и мысли о невозможности по-настоящему спастись из мрака повседневности, – являются крайними неприемлемыми антиподами для среднего царского пути христианского подвижничества, ведущего к достижению победы как подлинного дара спасения в синергии Божественных и человеческих усилий.

Итак, аскетика – это подлинная наука, позволяющая спастись из ада. Подлинная наука, позволяющая достичь спасения единственно возможным узким путем во Христе. Есть много побед, которые приходится совершать и за которые приходится сражаться. Но есть одна исключительная Победа – вера во Христа и Сам Христос, в свете которой приобретает смысл всё остальное подлинное и благое.

__________________________________

[1] Феодор Студит, прп. Большое огласительное слово 70. – Все ссылки на греческие источники сделаны по базе: Thesaurus linguae graecae on-line. При цитировании приводится только та рубрикация, которая содержится в базе (в большинстве случаев номера строк не указываются).
[2] Другие однокоренные слова в византийском греческом см. Kriaras:
νίκημα, νίκησις ση, νικητήριος, νικητής, νικητικός, νικήτρια, νικήτωρ, νικηφόρος, νικηφορώ. 
[3] Так по словарю Лиддел, Скотта, Джонса.
νίκ-η [ῑ], ἡ, 1. victory, 2. mastery, ascendancy, 3. success.
Ср. в патристическом словаре Лэмпа:
1. victory, 2. superiority, gaining of advantage, 3. advantage, gain
и в новозаветном лексиконе Бауэра: 
victory, then as abstr. for concr. the means for winning a victory.
[4] Ср. греческий текст: ὅτι πᾶν τὸ γεγεννημένον ἐκ τοῦ θεοῦ νικᾷ τὸν κόσμον·
καὶ αὕτη ἐστὶν ἡ νίκη ἡ νικήσασα τὸν κόσμον, ἡ πίστις
ἡμῶν. τίς [δέ] ἐστιν ὁ νικῶν τὸν κόσμον εἰ μὴ ὁ
πιστεύων ὅτι Ἰησοῦς ἐστιν ὁ υἱὸς τοῦ θεοῦ;
[5] Мф. 12:20.
καὶ λίνον τυφόμενον οὐ σβέσει, 
ἕως ἂν ἐκβάλῃ εἰς νῖκος τὴν κρίσιν. 
1 Кор. 15:54.
Κατεπόθη ὁ θάνατος εἰς νῖκος.
ποῦ σου, θάνατε, τὸ νῖκος;
1 Кор. 15:57
τῷ δὲ θεῷ χάρις τῷ διδόντι
ἡμῖν τὸ νῖκος διὰ τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ.
[6] νικάω
См. Лк. 11:22 ἐπὰν δὲ ἰσχυρότερος αὐτοῦ ἐπελθὼν 
νικήσῃ αὐτόν, τὴν πανοπλίαν αὐτοῦ αἴρει ἐφ’ ᾗ ἐπεποίθει,
καὶ τὰ σκῦλα αὐτοῦ διαδίδωσιν. И др.
[7] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое послание к Коринфянам // PG. 61. Col. 342.
[8] Иоанн Златоуст, свт. Изложение на Псалмы // PG 55. Col. 355.
[9] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое послание к Коринфянам // PG 61. Col. 341.
[10] См.: Horapollo. Hieroglyphica (translatio Philippi) 2, 56.
[11] Ср.: Pierris A. L., ed. The Empedoclean Kosmos, I. Patras, 2005.
[12] Cм.: Ramelli Ilaria L.E. The Christian Doctrine of Apokatastasis. A Critical Assessment from the New Testament to Eriugena / J. den Boeft – B.D. Ehrman – J. van Oort, D.T. Runia – C. Scholten – J.C.M. van Winden. Leiden – Boston, 2013 (Supplements to Vigiliae Christianae Texts and Studies of Early Christian Life and Language; Vol. 120). P. 8. Примеч. 21.
[13] Proclus. In Platonis rem publicam commentarii // Vol. 2. P. 21.
τὴν ἀποκαταστατική τίς ἐστιν καὶ τελεσιουργὸς τῆς ψυ- 
[14] Chrysippus. Fragmenta logica et physica 625.
[15] Ramelli Ilaria L.E. The Christian Doctrine of Apokatastasis. P. 7. 
[16] См.: Ramelli Ilaria L.E. The Christian Doctrine of Apokatastasis. P. 7.
[17] Simplicius. In Aristotelis quattuor libros de caelo commentaria // Vol. 7. P. 298.
[18] Ориген. Против Цельса 4, 12; 4, 67–68; 5, 20; О началах 2, 3.
[19] Ramelli Ilaria L.E. The Christian Doctrine of Apokatastasis. P. 9.
[20] В 543 г. в послании Мине, патриарху Константинопольскому было 10 анафематизмов против Оригена, из них в 9-м осуждалась временность наказания, апокатастасис.
[21] Кирилл Александрийский, свт. Изложение на Псалмы // PG. 69. Col. 761.
«Скрывалась же от учеников смерть Христова и против смерти победа…»
[22] Исихий. Краткий комментарий Пс. 143.
«Давиду о Голиафе.
Против Голиафа, каковой является диаволом.
Давиду во Христе пророчество сказано о победе, которой он победил диавола, о которой Он (Христос) говорит: дерзайте, Я победил мир»
[23] Слово «Победоносец» – одно из более редких имен Христа наряду с именами Спаситель и Господь. Эпитет «победоносный» в этом контексте похож на эпитет «чудотворный», который также в святоотеческой традиции стал осмысляться по преимуществу как относящийся ко Христу и описывающий Его чудотворения – в силу которых и по подобию можно говорить о чудотворениях святых, а святых именовать чудотворцами. См.: Дионисий (Шлёнов), игумен. Эпитет свт. Николая θαυματουργός в византийской литературной традиции // Метафраст. 2019. Т. 1. № 1. С. 19–34.
Ср.: Евсевий. Евангельское предуказание 4, 12, 5.
«И Он всех Спаситель и Господь наш, Христос Божий, победоносным именуемый, в пророческих речениях вводится как попирающий смерть и оттуда освобождающий скованные души…»
[24] Григорий Чудотворец, свт. Слово на всех святых [Sp.] // Vol. 10. P. 1201.
«Не верующий, что смерть упразднена, ад попран, что его оковы распались, что тиран связан, да увидит мучеников смеющихся над смертью и восхваляющих победу Христову. О чудо. С того момента как Христос опустошил ад, люди избавились от смерти»… В данном месте, как и во многих других, речь идет не о полном уничтожении ада и всеобщем спасении, а о возможности спастись для праведников.
[25] Евстафий. Рассуждение против Оригена на умозрение о чревовещательнице. 20, 5.
«Христос … водрузил победоносный трофей против врага…»
[26] Ефрем Сирин, прп. Слово на Честной и Животворящий Крест // P. 133.
«О какие уста или какой язык прославит по достоинству непобедимую стену православных, победоносное оружие великого царя Христа? Крест, мертвых воскресение, крест, христиан надежда…»
[27] Ориген. Избранные толкования на псалмы [Dub.] (fragmenta e catenis) // PG. 12. Col. 1133.
[28] Ср. «Христова победа и всякого в соответствии с Ним достигающего совершенства» (Евсевий. Комментарии на псалмы // PG. 23. Col. 69).
Ср. также: «И в конец победы пришедшие, мы удостоились благодарить Победоносца Христа» (Кирилл Александрийский, свт. Изложение на псалмы // PG. 69. Col. 820.
[29] Василий Селевкийский. Гомилия на святую Пасху // PG. 28. Col. 1089:36-37.
Τοῖς Δεσποτικοῖς τοίνυν ἀγῶσι τὴν νίκην κερδανῶμεν· Χριστοῦ πολεμοῦντος οἰκεῖα στήσωμεν τρόπαια.
[30] Прокопий. Толкования на Исаию (P. 2609).
[31] Мученичество святого Меркурия 8, 24 (BHG 1275)
[32] Символ начала и завершения победы Христа Спасителя – венец, упоминаемый в Апокалипсисе. Икумений. Толкование на Апокалипсис // P. 84.
τῆς πρώτης οὖν λυθείσης σφραγῖδος, εἶδόν φησιν ἐφ’ ἵππου
[33] См.: Служба святому Меркурию 1. L. 293.
[34] Ср.: Исихий. Краткое толкование. Пс. 143, 10.
«Дающему. Христос, ибо Он предоставляет силу и победу царям на земле»
[35] Евсевий. Constantini imperatoris oratio ad coetum sanctorum 21.
[36] См.: Григорий Богослов, свт. Погребальное в похвалу Кесария брата (orat. 7) 13, 1:1-3.
Ἆρ’ οὐκ ἔδεισας περὶ Καισαρίου, μή τι πάθῃ τῆς
προθυμίας ἀνάξιον; «Ἀλλὰ θαρσεῖτε»· μετὰ Χριστοῦ γὰρ 
ἡ νίκη, τοῦ τὸν κόσμον νικήσαντος. 
[37] Григорий Богослов, свт. Апологетическое (orat. 2) // PG. 35. Col. 492:12-14.
Ἓν ἔχω πρὸς πάντα φάρμακον, μίαν ὁδὸν
εἰς νίκην· Ἐν Χριστῷ καυχήσομαι, τὸν ὑπὲρ Χριστοῦ θάνατον.
[38] Григорий Богослов, свт. Апологетическое к отцу // PG. 35. Col. 825.
…τοὺς ὑπὲρ τῆς ποίμνης πολέμους, τὰς νίκας
ἃς ἐν Χριστῷ σὺ νενίκηκας.
[39] Феодорит, блж. О воплощении Господа // PG. 75. Col. 1436.
[40] Исидор Пелусиот, прп. Послания о толковании Божественного Писания 1. 75.
[41] Катена на 1 послание к Коринфянам (typus Vaticanus) (e cod. Paris. gr. 227) // P. 30.
[42] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию 7.
[43] Макарий Египетский, прп. Слова 64 (собрание B) 55, 4, 5.
[44] Пример Христа Спасителя подкрепляет пример св. ап. Павла, который Ему во всем подражал. См.: Максим Исповедник, прп. Подвижническое слово 13.
[45] Иоанн Златоуст, свт. Изложение на псалмы // PG. 55. Col. 191.
[46] Иоанн Златоуст, свт. Ученик Христа должен быть благим [Sp.] // PG. 48. Col. 1072.
[47] См.: Дионисий (Шлёнов), иг. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение образов «царя» и «плача» у преподобного Симеона Нового Богослова и их контекст// Богословский вестник. 2015. Т. 18–19. № 3–4. С. 136–167.
[48] Феогност. Похвальное слово на Успение Богородицы // P. 458.
ἀλλὰ ὅλη νίκη, ὅλον χαρὰ, ὅλον ζωὴ, ὅλον πνευματικῆς θεραπείας ἀπόλαυσις.
[49] Феодор Студит, прп. Послание 36 
…ἀθλοφόροι τῆς ὑπὲρ ὁμολογίας Χριστοῦ νίκης…
[50] Феодор Студит, прп. Послание 58.
[51] Макарий Египетский, прп. Слова 64 (собрание B) 50, 4, 10.
[52] Там же.
[53] Феодор Студит, прп. Малое огласительное слово 114. 
[54] Феодор Студит, прп. Послание 177.
[55] Феодор Студит, прп. Послание 322.
Στῆθι οὖν, ὦ γενναῖε, καὶ πρὸς τὰ μέλλοντα, μὴ δεδοικώς τι·
Χριστὸς γὰρ μετὰ σοῦ, ὁ νικῶν ἐν ἡμῖν καὶ νικήσας τὸν ἰσχυρὸν
καὶ δοὺς ἡμῖν αὐτὸν ὑποπάτιον.
[56] С 17 по 19 сентября 480 г. до Р. Х. при Фермопилах сражалось 500 спартанцев, феспийцев и фиванцев.
[57] Исократ. Филипп (orat. 5) 148.
[58] Григорий Богослов, свт. Alphabeticum paraeneticum 1 (e cod. Patm. 33) L. 7.
Ἡττῶν σεαυτὸν τοῖς φίλοις νικῶν ἔσῃ.
[59] Иоанн Златоуст, свт. О девстве 37.
[60] Иоанн Златоуст, свт. О кладбище и о кресте // PG. 49. Col. 396.
Ἀλλ’ ἰδοὺ, πάλιν παρθένος καὶ ξύλον καὶ θάνατος, τὰ τῆς ἥττης σύμβολα ταῦτα,
καὶ τῆς νίκης ἐγένετο σύμβολα. 
[61] Феодорит, блж. О воплощении Господа // PG. 75. Col. 1436.
[62] Иоанн Златоуст, свт. О священстве 4, 4.
[63] Ср.: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на евангелиста Матфея // PG. 57. Col. 282.
Οὕτω γὰρ καὶ ἡμῖν ἡ νίκη λαμπροτέρα ἔσται, καὶ ἡ ἧττα τῷ διαβόλῳ καταγελαστοτέρα.
[64] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на евангелиста Матфея // PG. 58. Col. 755.
Ἔστιν ὅπου νίκη μὲν φέρει βλάβην, ἧττα δὲ ὠφέλειαν.
[65] Иоанн Златоуст, свт. На Второе послание к Коринфянам // PG. 61. Col. 596.
Ταῦτ’ οὖν εἰδότες, 
μὴ φοβώμεθα τὸ κακῶς παθεῖν, ἀλλὰ τὸ δρᾶσαι κακῶς· τοῦτο μὲν γὰρ νίκη, ἐκεῖνο δὲ ἧττα. 
[66] Иоанн Златоуст, свт. На 50-й псалом (гомилия 1) [Sp.] // PG. 55. Col. 571.
[67] Иоанн Златоуст, свт. На Второе послание к Коринфянам // PG. 61. Col. 596.
[68] Иоанн Златоуст, свт. На 50-й псалом (гомилия 1) [Sp.] // PG. 55. Col. 571.
[69] Исидор Пелусиот, прп. Послание 1402.
[70] Исидор Пелусиот, прп. Послания о толковании Божественного Писания 2. 251.
…καὶ τὴν ἧτταν νίκης ἁπάσης καὶ τροπαίων ἡγήσαντο εἶναι λαμπροτέραν.
[71] Феофан Затворник, свт. Письма. Письмо 750. Беседа к умирающей. Последняя просьба и благословение. Письма к «неизвестному» (протоиерею).

Монастырский вестник — синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ