15 февраля 2020 года, в Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в Богоявленском соборе Нило-Столобенского монастыря была совершена Божественная литургия по чину святителя Иоанна Златоуста. Богослужение возглавил игумен Димитрий (Севостьянов) в сослужении братии святой обители.

По окончании богослужения отец Димитрий обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал собравшимся об истории и богословском значении праздника Сретения Господня.

В канун Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в Богоявленском соборе Нило-Столобенского монастыря было совершено воскресное всенощное бдение. Богослужение возглавил наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) в сослужении братии святой обители.

На утрене, по прочтении евангельского зачала (Евангелие от Луки, глава 2, стихи с 25 по 32), повествующего о принесении Пресвятой Девой Марией Богомладенца Христа в Иерусалимский храм и встрече Его праведным Симеоном, архимандрит Аркадий совершил освящение сретенских свечей.

———————————————————————————————-

Слово «сретение» означает «встреча». Удивительная история, которую мы сегодня вспоминаем, произошла более двух тысяч лет назад. Евангелие повествует нам о жившем в то время благочестивом человеке по имени Симеон. От Бога ему было дано обещание: не увидеть смерти до тех пор, пока он не дождется Христа Спасителя, пришедшего в мир.

Церковное предание гласит, что Симеон был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык. Когда он, работая над переводом книги пророка Исаии, дошел до слов «се Дева во чреве приимет, и родит сына» то усомнился в возможности подобного — как может произойти рождение от невинной девушки — и уже хотел исправить текст, но в этот миг посланный от Бога ангел остановил его руку и открыл Божественную волю: Симеон не увидит смерти, пока не станет свидетелем исполнения пророческих слов.

Триста долгих лет томился в ожидании Спасителя праведный Симеон, и вот Дух Святой возвестил ему, что Божественный младенец, рожденный непорочной Девой, явился в мир. В неизреченной радости старец поспешил в Иерусалимский храм, куда, соблюдая данный Богом закон о первенцах, приносит Богомладенца Пресвятая Дева. Приняв на руки Божественное дитя, Симеон произносит знаменательные слова, ставшие впоследствии совершаемой за каждым богослужением  молитвой: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языков, и славу людей твоих Израиля».

В словах этих неизреченная радость и высочайшее благоговение, пророчество и хвалебная песнь. Это радость человека, до конца познавшего всю тяжесть земной жизни, погрязшего во тьме греха и смерти человечества. Это высочайшая радость грядущего спасения. Смерть больше не страшна человеку — ныне он явственно видит грядущий в мир Божественный свет, побеждающий ее мрак. «Отпущаеши раба твоего с миром» — смерть как высочайшее благо, но не из-за усталости от жизни или ненависти к ней, но от видения Спасения и вечного блаженства.

Встреча Симеона и Христа больше чем просто личная встреча. В лице праведного старца все человечество — старое, уставшее от гнета пороков и смерти, почти отчаявшееся, принимает на руки свое избавление, вечную юность Бога и Его победу над царством греха. Непостижима тайна этого события — тварь держит на своих руках Творца, о ней говорят нам тексты богослужебных песнопений праздника Встречи. В припевах, поющихся на девятой песни праздничного канона, есть такие замечательные слова, обращенные к человечеству от лица Богомладенца Христа: «Не старец Мене держит, но Аз держу его». Величайшая любовь к падшему человеческому роду! Творец и владыка мира, содержащий в деснице Своей дыхание мира, ныне «плотию мертвенной обложенный», приносится в храм. Его приходом возвещается исполнение обещания, древле данного Богом человечеству; завершается Ветхий завет и открывается Новый, в котором все по-весеннему свежо и ново.

Нило-Столобенская пустынь