«Подобное познается подобным». Но нам ведь так далеко до тех высот, на которые своей праведной жизнью поднялась старица! Так как же судить нам о ней? Какой шкалой мерить? Ведь в духовной жизни, в отличие от других каких-то областей человеческой деятельности, нет и не может быть абсолютных критериев истины. В этой тонкой сфере всегда приходится идти на ощупь, то и дело рискуя попасть пальцем в небо… Стоит ли говорить, как мало в наше время подлинных духоносных старцев. И как много тех, кто пытается себя за них выдавать! А ведь все «духовные», вот только сразу не скажешь, какого кто духа… Но есть все же один критерий, которым люди опытные в духовной жизни советуют не пренебрегать: личное благодатное удостоверение в духовной силе человека, которого называют подвижником, блаженным, пророком… Такими «удостоверениями» не пренебрегал и Сам Спаситель, сказавший при первой встрече Нафанаилу: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1, 48).

Благодатные «удостоверения» в силе своей молитвы старица давала мне, грешному, неоднократно. Приведу лишь некоторые примеры.

Свято-Вознесенская церковь в селе Кинель-Черкассы

В первую нашу встречу в ноябре 1993 года Мария Ивановна сразу с некоторым сочувствием сказала про меня, нащупав и поняв главный нерв моих переживаний того времени: «Монахом-то плохо ли быть? Собачек кормить не надо, за квартирой смотреть не надо…» Я сразу понял, о чем идет речь («собачек кормить» – забота о членах семьи, о зарплате, о куске хлеба, «квартира» на ее языке означала житейские хлопоты, бытовые привязанности, отнимающие массу времени и сил, то есть все то, о чем должен печься хороший семьянин. И от чего свободны те, кто выбрал «узкий путь» спасения –монастырь). По ее тону я понял, что ей открыт сделанный мной выбор. В то время я уже собрался жениться, и только бороли сомнения, смогу ли создать благочестивую семью с женщиной, бывшей до этого замужем и воспитывающей сына… В непонятной речи блаженной я вдруг явственно услышал такие слова: «Свой ребенок… чужой… Какая разница?» Я и сам не поверил своим ушам, настолько это было невероятно. Но мои товарищи это подтвердили. Их тоже удивили слова старицы. На прощание Мария Ивановна сказала мне, что я женюсь через полгода.

Прошел год. Я женился. И вот снова приехал к Марии Ивановне в ту же сторожку в Кинель-Черкассы. Когда я подошел к ней, она сразу заговорила про мою жену: «Хорошая… Хорошая», – словно давая свое благословение на уже состоявшийся брак. Потом неожиданно сказала, что у меня «дети есть».

«О чем она говорит?» – спросил я у «хожалки», Анастасии Федоровны Ивановой. «У тебя дети есть?» – спросила «хожалка». «Нет…» «А она говорит – есть!» – в свою очередь удивилась Анастасия Федоровна. И тут меня осенило: «Да, есть! Конечно, есть! Сын моей жены от первого брака!» – воскликнул я. А Мария Ивановна заговорила уже о нем, о ребенке: «Хороший… Хороший…» Так старица «усыновила» мне мальчика. Сколько раз потом я мысленно благодарил ее за это, и как в дальнейшем облегчили становление нашей семьи эти ее простые слова: «У тебя дети есть…» и «Хороший… Хороший…»!

И тут же старица предсказала мне рождение дочери. (Причем впоследствии назвала не только пол ребенка, но даже и месяц его рождения: «Октябрь, ноябрь, декабрь… Хорошо будет… Девочка…»)

Подобные истории могут рассказать сотни людей, которым посчастливилось встречаться с матушкой Марией. Это и есть то самое «благодатное удостоверение» в ее праведности для многих и многих из нас. И, как евангельская самарянка сказала про Христа, многие из нас могли бы сказать про блаженную старицу: «Она сказала про меня всё…»

Казанский женский монастырь, г. Вышний Волочек