Самым трагическим временем для Подолья была последняя четверть XVII века – период господства турок, когда практически все монастыри нашего края прекратили свое существование. Не устоял во время очередного набега варваров и Свято-Покровский Долинянский монастырь. Часть монахов была убита, остальные бежали, и таким образом обитель пришла в запустение.

Однако народная память бережно хранила упоминание о древнем монастыре, некогда располагавшемся в селе Кривохижинцы Мурованокуриловецкого района. В начале ХХ века на этом месте шли строительные работы, которые приостановились в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. В 1918 году недостроенный жилой корпус был национализирован и перестроен под колхозные нужды. В том же году афонский монах Антоний (Горбатюк), с согласия местной сельской общины, в помещении магазина, где хранили хлеб, основал монастырь-богадельню.

Отец Антоний (Горбатюк), впоследствии схиархимандрит Ксенофонт, родился в 1871 году в селе Шляхова Гайсинского уезда. 13 сентября 1937 года он был арестован в Житомире и обвинен по ст. 54-10 УК УССР. Расстрелян 29 декабря того же года. Реабилитирован в 1989 году.

Изначально при монастыре жили три девушки-калеки, которые ездили по соседним селам собирать подаяние. Они останавливались в домах верующих, где вместе молились и говорили о вере. Несмотря на антирелигиозную пропаганду, население охотно помогало монастырю, даже появились попечители, женщины с сахарного завода, которые пожертвовали обители мебель, ковры и сахар. Вскоре здание обители отремонтировали, перекрыли крышу, вставили окна и двери, на втором этаже обустроили семь келий, а на первом – храм в честь Покрова Богоматери.

После закрытия в 1921 году Барского монастыря в Кривохижинцы с 15 сестрами пришла игуменья София (Рачинская). Личность матушки уникальна тем, что она обладала удивительным даром гимнографа. В миру ее звали Евдокия Никаноровна, родилась она в селе Талицы Юрьевского района Костромской области в 1860 году. В двухлетнем возрасте будущая игуменья осталась сиротой и была взята добродушными сёстрами на воспитание в монастырь. Наверняка благочестивая жизнь в стенах обители, взрастила в ней проникновенный молитвенный дар. Ее авторству принадлежит семнадцать акафистов, в том числе Браиловской иконе Божией Матери.

Недолго продолжалась мирная жизнь обители. Развернутая новым правительством антирелигиозная кампания дошла и до Кривохиженцев. Глава Снитковского волисполкома тов. Дикий организовал в регионе антирелигиозное движение, в результате чего в 1922 году монастырь был закрыт. 

Часть монахинь во главе с игуменьей Софией перешла в село Галайковцы, а другая, под водительством монахини Евдокии – в село Ломачинцы ныне Хмельницкой области. В изъятом монастырском помещении местная власть разместила канцелярию сельсовета, а на первом этаже, где ранее находился Свято-Покровский храм, организовала театральный зал, где местный драмкружок проводил представления. В 1931 году здание перешло в собственность колхоза им. Чапаева и использовалось под зернохранилище. 

С началом Великой Отечественной войны религиозная ситуация на оккупированных территориях в корне изменилась. Нацисты не противились религиозному порыву населения, стали открываться ранее закрытые храмы, возобновились богослужения.

Население Кривохижинцев также изъявило желание иметь место для общей молитвы. И с 1941 года нижний этаж монастырского здания был открыт как молитвенный дом, а верхний оставался свободным. Так продолжалось до освобождения Красной Армией Украины. Существует местная легенда о двух монахах, подвизавшихся в Кривохижинцах во время войны. Когда храм закрыли и безбожники скинули с крыши кресты, монахи тайно ушли из этих мест.

7 августа 1944 года православная община ходатайствовала перед уполномоченным по делам Православной Церкви при Винницком облисполкоме о регистрации и передаче храма в пользование верующих села Кривохижинцы. Под заявлением было собрано 25 подписей, в том числе священника Ильи Вознюка. Уполномоченный удовлетворил просьбу верующих и храм официально получил регистрацию. Но Церкви отдали только первый этаж – второй остался за колхозом. 

Лояльное отношение властей длилось недолго: уже 9 октября 1947 года исполком областного Совета трудящихся удовлетворил прошение райисполкома об изъятии церковного здания у общины. Храм вновь переделали под сельский клуб. С 1949 года в епархиальном управлении община не числится, а с 1952 года снята с регистрации.

На данный момент обитель находится в запустении. На территории сохранилось двухэтажное здание храма прямоугольной формы, а также остатки фундамента монастырских построек. Несмотря на многолетнее запустение, место поражает своей молитвенной тишиной и умиротворением.

Одной из главных достопримечательностей обители являются двенадцать источников, которые издавна славились как чудотворные. Выложенные из дикого камня низкие колодцы постоянно наполнены целебной родниковой водой, которая стекает по кладке. Наиболее известные из них – источники в честь преподобного Агапита Печерского и иконы Божией Матери «Живоносный Источник», к которым часто обращаются с болезнями желудка и глаз. 

Еще одна святыня монастыря, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней, это местночтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая была обнаружена в 1725 году на пепелище сгоревшего деревянного храма. До революции ежегодно в ее честь совершался крестный ход.

Иеромонах Софроний

Газета «Православная Винниччина», №3 (43), март 2017 г.

Источник: afon.org.ua

AFONIT.INFO