В 2020 году будет праздноваться 75-летие победы русского народа в Великой Отечественной войне. Всем известны ужасы и бедствия, жестокие поражения, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковые 1941-1945 годы. Но не все знают о том, насколько важную роль в преодолении этих трудностей сыграла Русская Православная Церковь. В наиболее тяжёлое для русского духовенства время, когда православная церковь подвергалась гонениям со стороны властей, священнослужители и верующие миряне предпочли защитить родину и своих ближних, а не присягнуть гитлеровскому правительству.

У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру, – молитва. Она способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью.

Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий отслужил первый молебен «О даровании победы» в Богоявленском соборе 26 июня 1941 года. С этого времени повсеместно в храмах Московской Патриархии за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, написанную архиепископом Августином (Виноградовским) в Отечественную войну 1812 года. Также служили специально составленный «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» с многолетием «победоносному воинству нашему». Молитвенный подвиг совершали клирики и миряне во все дни войны. Верующие христиане умирали от голода, холода и бомбежек, но истовая молитва не прерывалась.

Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых: преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, и других. 

***

В жизни приснопамятного иеромонаха Варсонофия (04.04.1870 – 08.07.1949) отразилась горькая судьба православного духовенства XX столетия. На протяжении четверти века отец Варсонофий был насельником Гефсиманского Черниговского скита под духовным руководством почитаемых старцев Порфирия и Варнавы. Безбожные гонения 20 – 30-х гг. обрушились на святые обители. Иноческий чин жестоко преследовали. После закрытия Гефсиманского Черниговского скита он был вынужден осуществлять свое пастырское служение в миру. Так Божий промысел связал жизнь иеромонаха Варсонофия с судьбами верующих Удомельской земли.

Подобно великому современному подвижнику преподобному Серафиму Вырицкому, иеромонах Варсонофий молился не только о победе русского воинства и мире во всём мире, но и, по заповеди Христовой, о спасении душ своих соотечественников и даже врагов: как «о братиях наших, на судищи, в темницах, узах, заточении, изгнании и горьких работах сущих», так и «о врагах наших, ненавидящих и гонящих нас, и о всех сущих вне Православной Церкви и заблудших». С первых дней войны отец Варсонофий открыто говорил о предстоящей победе русского оружия, твердо говоря, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.

По свидетельству современников батюшка Варсонофий отличался даром прозорливости, и особенным образом этот Богом данный талант проявился во время Великой Отечественной войны. Вот несколько уникальных свидетельств, подтверждающих его необыкновенный дар.

Из воспоминаний Марии Егоровны Жуковой, 1915 г.р., жительницы г. Удомли: «…Во время войны к нему приходило много народа получить утешение и просить молитв за тех, кто на фронте. Многие спрашивали его о судьбе своих сродников на фронте. Батюшка отвечал и это сбывалось. Часто он говорил не прямо, или косвенно или иносказательно»; «…Мы все просили: «Батюшка, помолитесь за Удомлю». Он отвечал: «Молюсь, молюсь, Удомля-святая, Господь спасёт её». Ещё говорил: «Немец не дойдет до Удомли» (Предсказание сбылось).

Клавдия Александровна Маслякова, жительница с. Сеглино, вспоминала: «Я была тогда ещё девочкой, когда на фронте пропал мой брат Пётр. Мы с мамой ходили к о. Варсонофию узнать его судьбу. Отец Варсонофий многим говорил о судьбе родственников, воевавших тогда. Что он сказал маме, я не знаю, но брат с войны не пришел».

Из воспоминаний Людмилы Николаевны Березиной, жительницы с. Сельцо Карельское: «Люди знали Божий дар о. Варсонофия и со всей округи и из далека к нему приходили. Особенно во время и после войны узнать, живы ли их родственники: «У меня сын пропал без вести». А батюшка помолится и скажет: «Погиб твой сын матушка, молись об упокоении…» и обязательно утешит: «У Бога все живы». А одной женщине сказал: «Готовься мужа своего встречать. Прийдёт, прийдёт и шарфик на шее будет». Действительно так всё и случилось. Считался пропавшим без вести, а он попал в госпиталь».

Воспоминает Клавдия Ивановна Реброва, жительница с. Сельцо Карельское: «В войну у нас без вести пропали отец и дядя, и мать ходила к батюшке узнать о них. О. Варсонофий спросил у неё: «Ты кому своего Ванюшку перепоручила?». «Святителю Николаю», — отвечает она. А батюшка ей: «Так неужели святитель Николай не спасет его?!». Мать ушла, получив великое утешение и твердую надежду. Вскоре и отец, и дядя возвратились домой, они были в плену».

По воспоминаниям Людмилы Николаевны Есиновской, жительницы с. Сельцо Карельское: «Очень много народа во время войны и после приходило к нему узнавать о судьбе без вести пропавших родственниках. И моя мама пошла к батюшке: «Неужели не придёт мой Колюшка?» и плачет. А он ей отвечает: «Не плач Сашенька, придёт твой Коленька, больной, но придёт и шея будет завязана шарфом. Он один вышел из окружения, вся рота погибла, его комиссовали». Так вот Господь открывал своему угоднику о человеческих судьбах!».

И подобных свидетельств о прозорливости отца Варсонофия десятки…

С первых месяцев Великой Отечественной войны батюшка усилил подвиг моления. Он отдавал себя всецело, без остатка молитвенному подвигу. Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия. Как говорил один великий подвижник: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…».

Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что молитвенные труды святых подвижников земли Русской незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий.

***

Русская Церковь внесла свой вклад в великую победу. Именно стараниями духовенства и мирян смягчились гонения на православную веру, определив дальнейшее возрождение церковной жизни. Именно православные традиции как основная часть русской культуры определяют то, кем мы являемся, нашу историю, прошлое и будущее. И, забывая эти традиции, мы теряем свою самобытность и уникальность, своё национальное «я». Возрождение духовной жизни позволило нашей родине не только выстоять в войне, но и развиваться дальше как суверенное, независимое государство со своим духовным наследием и богатой самобытной культурой.