За два воскресенья до Рождества Христова Церковь празднует Неделю святых праотец, вспоминает всех ветхозаветных праведников, ждавших Мессию и послуживших приходу Христа. На воскресной Литургии читаются Апостол и Евангелие, посвященные святым праотцам: возглашается призыв Апостола Павла совлечься ветхого человека с его делами (грехами и страстями) и облечься в нового, обновляющегося познанием Христа (Кол. 3: 4-11), и притча о великой вечере (Лк. 14: 16-24), говорящая о том, что «много званных, но мало избранных».

Так получилось, что именно в этот воскресный день 29 декабря после общей трапезы мы услышали воспоминания об удивительном человеке – нашей землячке рабе Божией Александре Степановне Гуськовой, которая поистине совлекшись ветхого человека, обновилась познанием Христа.

Память о блаженной Сашеньке жива, и в большой степени она сохранена стараниями Владимира Ильича Львова, жителя с. Каблуково, известного поэта, автора четырнадцати книг и нашего давнего прихожанина, который дословно записывал рассказы односельчан, знавших Сашеньку.

Родилась Сашенька в селе Каблуково, и ее жизнь проходила в бурные годы XX века: гонения от советской власти, Великая Отечественная война, послевоенные тяготы. Скончалась блаженная Сашенька 28 июня 1968 года. Местные жители помнят, что Сашенька с юности претерпела сильные скорби: ворожбу от матери, лишение крова. Она пропадала в лесах и болотах долгое время без надежного жилья и пищи, избегая встреч с людьми. В село вернулась после общей молитвы верующих в день престольного праздника —  Успения Пресвятой Богородицы. Храм, посвященный Царице Небесной, в то время еще возвышался в центре села.

Жить «по течению», «как все» Сашенька не могла, она узнала Того, Чья Любовь сильнее всякой беды. Она была Божья. Устроилась в баньке на огороде брата. Быт ее напоминал житие преподобных подвижников, а привычки и поступки были сродни блаженным юродивым. Зимой и летом Сашенька ходила босиком, а заштопанные валенки перебрасывала через плечо. У нее было много тряпочных кукол, которых она сама их шила и набивала осокой. Говорила она много и иносказательно. Часто смысл сказанного Сашенькой открывался спустя много лет.

В 1930 году летом Сашенька оделась в красное, взяла метелку и стала подметать сельскую улицу. Так она предупреждала о пожаре — вскоре выгорели все строения именно там, где мела Сашенька. Другой случай: перед войной мальчишки из трубочек стреляли в Сашеньку горохом, ей больно было, а хулиганы смеялись и передразнивали ее. Тогда Сашенька остановилась, повернулась к домам и сказала: «Сашеньке больно, а вам смешно? Да? Смейтесь-смейтесь! Скоро плакать будете кровавыми слезами». Скоро случилась война.

Много людей приходило к Сашеньке, на лошадях приезжали. Несли свое горе, просили помощи, совета. Она по-разному принимала: кого приветливо, утешала, кого валенком ударит, кого прогонит, кого в греховных помыслах обличит. Если кто с худыми мыслями к ней шел, Сашенька знала заранее, могла и палкой встретить. Все в округе ее знали. Многим Сашенька помогла в тяжелое военное время.

Во время войны из Каблуково Сашенька перешла жить в Заборовье в семью Дарьи Андреевны Русаковой. Сашеньку очень любили. Все к ней шли, а она никогда к народу не шла. В храм сама не ходила, а батюшка к ней неоднократно приходил, наведывался. Сашенька много молилась. Книг у нее не было, молитовки на память читала, больше всего «Отче наш…». Домашние знали: если Сашенька не ест – значит, за кого-то молится, кто-то просит ее помощи. Однажды хозяйка все просила Сашеньку поесть, а та как затрясет кулачками: «Корабль тонет… У-у-у!» Вечером пришел домой хозяин с дочкой и малюткой-внучкой, все с головы до ног мокрые, еле удержались в лодке посреди Волги. Хозяйка как узнала, о каком корабле шла речь, бросилась на колени благодарить Бога.

Старинные песни любила петь, каких никто и не помнил. Сашенька казалась то молодой совсем, красивой, когда улыбалась, то страшной, морщинистой, когда ворчала. То вдруг сразу ругаться начнет, кулачком грозит, вся дрожит, в окошко кричит: «Вот я тебе, вот я тебе!» Многим помогала Сашенька молитвой, а были случаи, что не могла вымолить — добровольно человек поработил себя страсти. Много раз Сашенька спасала односельчан от беды, от смертельной опасности. Сашенькины вещи (рукавичка из толстой серой пряжи, рукавчик) подавали детям облегчение в болезни.

Сохранилась единственная фотография Сашеньки: в профиль, едва различимое изображение. Это фото спасло от неминуемой смерти внука Дарьи Андреевны в Чеченской войне. Теперь это фото – на кресте у могилки под двумя раскидистыми кленами.

Сохранилась еще одна святыня, связывающая нас с блаженной Сашенькой. В доме Русаковых в деревне Заборовье с предвоенных лет хранилась в «красном углу» икона Тверских святых, писанная масляными красками: в центре святитель Варсонофий, а вокруг него преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, Нил Столобенский и Макарий Калязинский. Эта икона принадлежала Юрьевскому храму во имя Трех святителей. По семейному преданию Русаковых, перед ней венчались Михаил Сергеевич и Дарья Андреевна. После разорения храма икону спасли от поругания их сыновья: забрали из сарая, куда она была вынесена как ненужная вещь. Перед этой иконой в доме Русаковых, вероятно, молилась блаженная Сашенька. В начале 2000-х гг. святыня была передана в нашу обитель, отреставрирована, помещена в соборном храме и почитается как келейная икона Сашеньки.

Ежегодно в день памяти блж. Сашеньки — 28 июня — мы служим панихиды на ее могиле, просим молитв и надеемся, что предстательством этой подвижницы благочестия будет восстановлен и храм в Каблуково, и утвердятся в жизни по заповедям Божиим, в любви к Церкви православной жители окрестных сел и деревень.

Вознесенский Оршин женский монастырь