Монастырское благочиние Тверской епархии

Монастырское благочиние Тверской епархии

Жизнь монастырей

Спасо-Преображенский собор, г. Торжок (Подворье Борисоглебского монастыря)

spasopreobrsobtorjokgor0Религиозная организация Подворье Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря Спасо-Преображенский собор г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172002, Тверская обл., г. Торжок, ул. Медниковых, д. 5

 

Контактная информация:

 phone 8 (48235) 5-08-04, +7 (915) 748-19-21

 post german-grec1@mail.ru

 globus https://smakp8.wixsite.com/website

 rjynfrn группа ВКонтакте

 

История и описание:

Известно, что в феврале 1238 года деревянный храм Спаса сожгли татаро-монголы.Первый каменный собор в центре новоторжской крепости был построен в 1364 г. на средства новгородских и новоторжских купцов. В 1372 г., при разорении Торжка тверским князем Михаилом Aлександровичем, в соборе сгорели и задохнулись в дыму скрывшиеся в нём горожане. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о нём записано: «в городе храм всемилостивого Спаса камен… да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим … да в том же храме предел Пречистая Богородице Одигитрия муромская … да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирила древен».

Среди жертвователей храма были княжна Ирина Мстисловская, царь Симеон, дворяне Иван Тыртов, Иван Урусов, Николай Новокщенов, купец Г. Мишурин.

В 1406 г. в часовне под правым престолом в каменной гробнице были погребены останки благоверной княгини Иулиании, жены вяземского князя Симеона Мстиславовича, правившего в Торжке вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Иулиания была убита князем Юрием, посягнувшим на её верность мужу. Впоследствии она была причислена к лику святых. Её память отмечается 3 января и 15 июня.

Доныне сохранившееся здание собора было построено в 1812-1822 гг. по проекту архитектора К.И. Росси, считается «одним из лучших и великолепных» храмов города. На его постройку были употреблены материалы упразднённых церквей: Филипповской, Никитской, Жён Мироносиц. Собор был закрыт для богослужений в 1930 — 1931 гг. В советское время утрачены и мощи св. Иулиании.

(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО «Пожтехника».)

Спасо-Преображенский собор. Вероятно, в Торжке, с основания сего города в 12 веке существовал соборный храм, может быть, посвященный Преображению Господню. Первый каменный в честь Преображения Господня собор был построен в 1364 году на средства Новоторжских и Новгородских купцов. В 1372 году, при разорении Торжка Тверским князем Михаилом Александровичем, скрывшиеся в соборе многие из граждан сгорели и задохлись от дыма. В 1406 году в этом соборе была погребена в каменной гробнице княгиня Иулиания, пострадавшая за целомудрие от князя Смоленского Юрия. Близ этого (древняго) каменнаго собора встарину было две деревянныя церкви — одна из них посвящена была святым Афанасию великому и Кириллу, Александрийским патриархам, а другая — святому Николаю; здесь же существовал женский Мироносицкий монастырь. В писцовых книгах П. Нарбекова 1625 года находится описание каменнаго Спасо-Преображенскаго собора, но по всей вероятности, не того, который был построен в XIV веке. Из описания собора видно, что он был благоукрашен, имел много ценных икон, богат был церковной утварью. Нарбеков пишет: «Город Торжок, а под ним река Тверца, а по другую сторону ручей Здоровец… А в городе храм Всемиластиваго Спаса камен; а в нем Божия милосердия: деисусов двадцать одна икона, да 11 икон средних на золоте, а поля на красках, да деисус, а в нем десять икон на красках, венцы у них на золоте; царские двери на золоте; да местный образ Преображение Спасово на золоте, прикладу у него шесть гривенок басменных серебряных позолоченных, да шесть копеек, да восемнадцать литых серебряных же; да образ Иван Богослов; да крест серебряной, да образ Симеон Богоприимец, да Екатерина Христова мученица в деянии на празелени; да образ местной Пречистая Богородица Одигитрия на злате, да образ Пречистыя Богородицы на злате за престолом, ветх, да крест запрестольный на празелени ветх; да Пречистая Богородица выносная на злате на киоте, а поставление протопопа с братиею, прикладу у Спаса и у Пречистой Богородицы венец сканный с финифтом; да на престоле Евангелие печатное, оторочено барохатом червчатым; да крест благословенный обложен серебром, позолочен, да сосуды серебряны, а покровцы у них атлас золотной, а Евангелие и крест и сосуды положение царя Симеона (вероятно, Бекбулатовича); да сосуды оловянные положение княжны Ироины Мстиславской, да хоруговь ветха на злате, да образ пречистыя Богородицы пядница обкладная, а поставление царя Симеона, да образ Николы чудотворца пядница большая поставление Ивана Тыртова, да книги, две триоди, да два охтоя, да апостол, да минея общая, да псалтырь, печатные, а положение царя Симеона, Евангелие толковое, печатное ветхо, да потребник, да служебники печатные ветхи, а положение подъячаго Дмитрия Елисеева, да служебник ветхий письменной, а положение Ивана Урусова»… Между облачениями упоминаются ризы бархатныя с золотым оплечьем, повседневных риз четыре и пр… положение разных лиц (царя Симеона, Николая Новаковскаго, Ивана Урусова). В соборе, как видно из из описания его Нарбековым, было два придела — один в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим, на полатях, а другой в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской. Этот описанный Нарбековым) Спасо-Преображенский собор существовал до 1814 года. Церковь святых Афанасия и Кирилла давно уже не существует, а церковь святого Николая была разобрана в 1840 году. Последняя церковь была построена в 1769 году иждивением соборнаго протопопа Марка Иванова.

Прежде нынешняго собора в Торжке существовал второй каменный, в тоже наименование, собор с одним только приделом в честь Пресвятыя Богородицы, именуемой Муромскою, под которою, вероятно, нужно разуметь святочтимую икону Божией Матери — Одигитрии, Выдропуской. Названа же Муромскою, нужно полагать, потому, что эта икона была взята (в плен) в городе Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск (село Вышневолоцкого уезда), а из Выдропуска — в Торжок. Эта местночтимая за чудотворную икона находится ныне в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте. По преданию, с этою иконою бывал ежегодно 18 июня крестный ход из села Выдропуска в Торжок, где она оставалась на некоторое время в соборе, а затем с крестным ходом возвращали её в Выдропускую церковь; но после одного принесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список. О Выдропуской иконе хранится (в церкви села Выдропуска) «Душеполезная повесть», списанная князем Георгием Звенигородским (см. № 13 Твер. Еп. Ведом. за 1901 г.). В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропуской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 году (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом. Ради сей иконы ежегодно 18 июня бывает большой (из Новоторжских монастырей и градских церквей) крестный ход в собор, для крестнаго хода причты всех церквей, после ранних литургий в своих храмах, собираются в Борисоглебский мужской монастырь, а из него уже направляется один всеградский крестный ход в собор, где совершается поздняя литургия; а после оной молебен Пресвятой Богородице… В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут из собора чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице.

Ныне существующий в Торжке Спасо-Преображенский каменный пятикупольный собор построен на месте прежде бывшаго; начат постройкою по разрешению Тверского епископа Мефодия 16 февраля 1812 года, а окончен в 1822 году. В нем три, под ряд расположенные, престола; главный посвящен Преображению Господню, правый — во имя святой благоверной княгини Новоторжской (Вяземской) Иулиании (в документе о пожаре в городе Торжке, в 1742 году близ городского собора упоминается деревянная церковь в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, память коей совершается 21 декабря; вместо сего сгоревшаго храма в Спасо-Преображенском соборе устроен уже придел не в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, а во имя благоверной княгини Новоторжской Иулиании, что значится и в антиминсе сего престола: «в храме благоверной княгини Иулиании» — выдан Тверским архиепископом, впоследствии Санкт-Петербургский митрополит, Григорием 11-го октября 1842 года). Левый придел посвящен Пресвятой Богородице ради ея чудотворной иконы Одигитрии — Выдропуской (или Муромской) и праздненство ей совершается 18 июня. На постройку собора, между прочим, были употреблены материалы от упраздненных церквей — святого апостола Филиппа (близ Борисоглебского монастыря), святого великомученика Никиты (где ныне Покровская единоверческая церковь) и святых Жен Мироносиц (близ собора, где ныне находится пивоваренный завод Каттербаха).

В Преображенском соборе осталось довольно старинных икон, бывших в прежних храмах; из них особенно замечательна храмовая, в главном иконостасе, икона Преображения Господня; на эту икону сделана была серебряная риза, как видно из надписи, в 1793 году. Из богослужебных сосудов более других древний, серебряный позлащенный, с надписью по краям онаго: «построен сей сосуд в городе Торжке в соборную церковь Преображения Господня по обещанию протопопа Марка Иванова на собственныя его деньги 1751 году, а весу в них 4 фунта 82 золотника, ценою по 20 копеек золотник, за позолоту 17 рублей, итого 110 рублей». Из евангелий — самое древнее, напечатанное в 1664 году при патриархе Иоасафе. На окладе евангелия надпись: «Лета 7172 (1664) построил сие Евангелие Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Иоасаф, новоторжец, во град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова и Пресвятыя Богородицы, никому неотъемлемо во веки». На первом белом листе написано: «Лета 7201 июля 21 дня по указу великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Выдана ризница во град Торжок в соборную церковь Преображения Господня на Москве из приказу большой казны протопопу Никифору Иванову с братиею, а выдал большой казны казначей Гаврила Иванович Головкин, да отец его Иван Семенович Головкин, да того же приказу дьяки Димитрий Степанович, да Роман Титович Смирнов, да подъячий Василий Васильев, сын Юхнов». Это Евангелие начато печатанием «в лето 7182 (1644 по Р. Хр.) января 22 дня в 31-е лето царствования Михаила Феодоровича, при сыне его благоверном государе Алексие Михайловиче. Окончено в тот же год июля в 20 день в 32 лето державы Михаила Феодоровича, в 3-е лето патриаршения Иосифа». В конце Евангелия написано обращение к священноначальникам, священноинокам, священникам и ко всем благочестивым людям с просьбой: «аще прилучится некое прегрешение, милостива нам будите и не зазарив ума нашего немощи и недоумения. Сами же сподобльшеся от Богомладенца больших дарований духовных исправляйте, понеже и вы требуюте милости от Бога и человек. И извольшему же вам сие видети, хвалу и благодарение воздавайте во веки, аминь». Второе Евангелие в четверть листа, напечатанное в Москве, в 1685 году при патриархе Иоакиме. Третье Евангелие в лист напечатано в Москве в 1703 году при Петре I. Есть еще несколько старинных Евангелий (1722 — 1791 г. др.). В часовне, устроенной под правым (в честь благоверной Иулиании) престолом, в каменной гробнице покоятся останки благоверной княгини Иулиании, местночтимой; на гробнице находится металлическое изображение угодницы Божией. Над гробницей устроен балдахин; на стенах этой часовни находится несколько старинных икон.

Преображенский собор; две церкви теплая и холодная: 1-я) каменная Холодная построена в 1822 году, престола три: главный средний Преображения господня, южный Святой Благоверной Княгини Иулиании, северный Смоленской Божией Матери. 2-я) Теплая построена в 1842 году, престола три: средний Входа Господня во Иерусалим, южный Неопалимыя Купины Божией Матери и Святого великомученика Никиты, левый Святителя Николая и Митрофания Воронежского.

Церковные документы: опись 1863 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1820 года, план на землю.

В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимович Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоял Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно приходских школ, награжден в 1896 году наперстным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял Директором тюремного отделения и законоучителем городского училища, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью.

Прихожан — 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины).

В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет.

Прихожан — 176 мужчин и 182 женщины.

(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.)

Приписные храмы:

1) Церковь в честь Входа Господня в Иерусалим г. Торжок (Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря)

 

Духовенство храма:

Настоятель иеромонах Герман (Дымченко Вадим Федорович)

 

Найти на карте:

Pin It on Pinterest